Что это защитные механизмы личности в психологии

Бывали ли с вами такие случаи, когда вы стали свидетелем происшествия, оно потрясло вас, а когда попросили рассказать, что случилось, вы ничего не смогли вспомнить? Или начальник ни за что накричал на вас, а вы пришли домой и сорвались не близких. Наверняка многие бывали в подобных ситуациях. И дело здесь не в нервах или вашей эмоциальности. Главные виновники такого поведения – психологические защитные механизмы личности. Они всегда стоят на страже безопасности нашей психики, и порой могут навредить нам больше, чем принесли бы пользы. Поэтому каждый обязан знать, что происходит с его сознанием в тот или иной момент.

Самосознание и защитные механизмы личности

Человек уязвим по своей природе. Но если животные защищаются от внешних угроз благодаря инстинктам, то у нас за этот процесс отвечает психика. Согласно психологии, защитные механизмы личности — это способы адаптации к окружающей среде. Их суть заключается в бессознательных действиях в поведении человека, которые призваны обороняться от различных угроз внешнего мира и даже от собственных желаний, потребностей и фантазий человека. Наиболее подробно эту особенность психики рассматривал австрийский психолог Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что в процессе жизни личность постоянно развивается и неизменно состоит из трех частей – «Оно», «Эго» и «СуперЭго». А защитные механизмы личности по Фрейду помогают сохранить гармонию и целостность между этими тремя гранями. Однако то, что обеспечивает нам безопасность, может само стать опасным. Защитные механизмы ограничивают нас и требуют огромных энергетических затрат со стороны нашей психики. Однажды появившись в определенной ситуации, они не исчезают, а фиксируются и становятся постоянным способом реагирования на схожие переживания. Последствия и проблемы, которые могут при этом возникнуть, можно перечислять бесконечно. Вот лишь некоторые из них:

  • искажение реальности;
  • ухудшение отношений с родными и близкими;
  • социальная дезадаптация;
  • отрицание каких-либо событий, доводящее до невроза и истерии.

После такой атаки на наше сознание, немудрено, что психика начинает истощаться. И чтобы хоть немного научиться толковать свое поведение в той или иной ситуации, важно запомнить, каковы основные защитные механизмы личности.

Характеристика защитных механизмов личности

Большинство оборонительных механизмов нашей психики вырабатываются в детстве. Например, если в семье оба родителя ведут себя агрессивно, часто кричат и ругаются при ребенке, то у него формируется огромное количество защит, которые делают его менее уязвимым. Но в старшем возрасте избавиться от багажа защит можно только с помощью психотерапевта. Однако есть и положительные стороны этого момента. В состоянии переживания, связанного с наличием помехи в достижении цели, то есть фрустрации, защитные механизмы личности помогают в восстановлении устойчивости к происходящему. Рассмотрим, какие механизмы вырабатывает наша психика:

  1. Отрицание. Используется при внезапных и травматичных ситуациях. Когда случается что-либо страшное, психике требуется время, чтобы привыкнуть к тому, что произошло. И тогда включается этот механизм, характеризующийся тем, что человек не верит в происходящее. «Нет, я не верю, этого не могло произойти» и т.д.
  2. Вытеснение. Также наиболее частый пример защитного механизма. Заключается в забывании мыслей или ситуаций, которые не приятны человеку.
  3. Проекция. Свойства характера человека, которые человек видит в других и неприемлет ни в каком виде на самом деле принадлежат ему самому. Например, тот, кто обвиняет в окружающих в зависти и лицемерии, скорее всего сам обладает этим же набором качеств.
  4. Интроекция. Механизм, с помощью которого ребенок без критики усваивает нормы и правила, которые диктуют ему родители. Заметить интроекты можно по речи. Например, это слова «должен», «всегда», «надо» и т.д.
  5. Изоляция. Отделение событий, которые человеку сложно пережить из-за чувств, которые эти события могут вызвать. Например, человека осознает, что произошла неприятность, но старается не испытывать никаких эмоций. На самом деле, чувства, подавленные таким образом, никуда не исчезают и при долгом накоплении могут перерасти в депрессию.
  6. Регрессия. В момент опасной для себя ситуации человек как будто снова превращается в ребенка, переходит к примитивным способам мышления. Он не хочет обсуждать проблему, не хочет уступать, становится упрямым и как будто не понимает о чем идет речь.
  7. Смещение. Тоже один из распространенных видов защитных механизмов личности. Заключается в переносе негативных эмоций и чувств на другой объект. Например, если на работе возникли проблемы с начальством, и у человека нет возможности дать достойный отпор, он может сорваться на близких ему людях.
  8. Рационализация. Самый опасный защитный механизм. Человек логически может объяснить свои поступки и действия, скрывая истинные мотивы поведения. Опасность кроется в том, что объясняя свое поведение наиболее приемлемым способом, человек сам себя обманывает.
  9. Сублимация. Переключение социально неприемлемого действия в одобряемое. Например, не политкорректные или эротические мысли талантливых людей могут выражаться в картинах, музыке, фильмах и т.п.

Защитные механизмы личности таят в себе одну хитрость – они не замечаются самим человеком, поскольку являются бессознательными процессами. Лучший выход из ситуации – попросить стороннего человека проанализировать, все ли в порядке с вашим поведением. Иначе вы рискуете не только оградиться от внешних угроз, но и заработать себе внутриличностный конфликт, который станет постоянным источником столкновения с окружающими.

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой некую реакцию мозга на внешние раздражители, которые возникают неосознанно. Искажая реальность и фальсифицируя ее восприятие, они помогают снизить угрозу стресса.

Определение понятия

Защитные механизмы — это одно из важнейших понятий психоанализа, которое представляет собой способы самозащиты (а именно, защиты своего «Я»), регулирования негативных импульсов, которые исходят из сознания человека. Это происходит под воздействием общественных правил и норм, которые, так или иначе, оказывают давление на индивида. Защитный механизм призван оградить человека от возможных переживаний и тревог, которые вызваны несоответствием социальных воззрений и личных взглядов человека. Данный термин впервые был озвучен в 1894 году известным психологом Зигмундом Фрейдом.

Виды защитных механизмов

В силу индивидуальных особенностей люди по-разному реагируют на раздражители, стрессы и внутренние импульсы. В связи с этим можно выделить следующие виды защитных механизмов:

  • вытеснение;
  • проекция;
  • замещение;
  • рационализация;
  • реактивное образование;
  • регрессия;
  • сублимация;
  • отрицание.

Основные свойства защитных механизмов

Рядом особенностей обладают защитные механизмы по Фрейду. С примерами из реальной жизни стоит ознакомиться для того, чтобы уяснить природу данного явления. Так, защитные механизмы обладают такими свойствами:

  • являются своего рода самообманом, так как проявляются на бессознательном уровне;
  • искажают восприятие реальности, что может быть еще более опасным для человека, чем реально существующая угроза;
  • представляют собой эмоциональную сторону реакции на окружающие события;
  • могут возникать на основе боязни того, что негативные импульсы перейдут в разряд осознанных.

Вытеснение

Рассматривая защитные механизмы по Фрейду, в первую очередь стоит отметить вытеснение. Это своего рода основа, при помощи которой впоследствии могут формироваться более сложные механизмы. Вытеснение представляет собой «забывание» или «удаление» из сознания тех чувств и мыслей, которые причиняют психологический дискомфорт. При этом из памяти могут исчезнуть события, которые предшествовали травме.

При этом стоит отметить, что вытеснение не является абсолютным. Всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу, а потому приходится затрачивать огромное количество энергии на их подавление. Это может негативно сказаться на личностном развитии человека. При этом даже если механизм вытеснения сработал, раздражитель может снова появляться во сне или проскакивать в оговорках.

Защитные механизмы по Фрейду находят свое отражение в реальной жизни. Так, например, порядочный супруг, в силу своих моральных принципов, не допускает возможности измены своей жене. Он всячески вытесняет подобные мысли и фантазии. Тем не менее не исключено, что во сне он принимает участие в утехах с посторонней женщиной.

В стрессовых ситуациях практически всегда срабатывают защитные механизмы. По Фрейду на втором месте стоит проекция. Ее смысл состоит в том, что индивид старается перенести свои мысли, чувства и жизненные обстоятельства на других людей. Таким образом, он снимает с себя всякую вину и ответственность за собственные неудачи и неприятности.

В качестве примера можно привести ученика или студента, который не подготовился к экзамену. Свою плохую оценку он пытается оправдать предвзятым отношением со стороны преподавателя. Если говорить о спортсменах, то в своем поражении они нередко обвиняют низкое качество спортивного снаряжения, игровое поле или нечестное судейство.

Рассматривая примеры психологических защит, нельзя обойти стороной замещение. Его механизм состоит в том, чтобы переадресовать внимание с угрожающего на другой объект. Самый яркий пример действия данного механизма — это ребенок, наказанный родителями за шалость. Будучи не в силах ответить им, он вымещает свою злость на младшем брате или сестре, пиная его или ломая игрушки.

Реакция замещения присуща не только детям, но и многим взрослым. Так, например, нередко сотрудники подвергаются нападкам и критике со стороны руководства. Страх потерять работу останавливает их перед тем, чтобы ответить начальству. Тем не менее, приходя домой, они могут выместить агрессию на членах своей семьи.

Стоит отметить, что некоторые индивиды весьма своеобразно реализуют механизм замещения. Будучи слабыми по своей природе, они не могут выместить свою агрессию на постороннем человеке, а потому начинают подавлять сами себя. Как результат, человек себя подавляет эмоционально, занимаясь самокритикой и самобичеванием.

Рационализация

Психологическая защита как способ преодоления стресса может проявляться в форме рационализации. Это намеренное искажение реальности с целью сохранить высокий уровень самооценки. Имеет место сложная система аргументации, которая призвана оправдать иррациональное поведение. Одним из самых ярких примеров такого механизма можно найти еще в баснях Эзопа. Он описывает лису, которая никак не может дотянуться до ветки с виноградом. Чтобы оправдать свою неудачу, она заявляет, что плоды еще неспелые.

Аналогичные примеры можно найти и в повседневной жизни. Так, например, не всегда женщина отвечает взаимностью на внимание и ухаживание мужчины. Не желая принимать данный факт, мужчина может убедить себя в ее непривлекательности или же распространить порочащие слухи. Еще одна ситуация связана со студенческой жизнью. Так, например, если абитуриенту не удалось поступить на определенный факультет, он начинает убеждать себя и окружающих, что данная профессия ему вовсе не интересна.

Реактивное образование

Глубинная психология Фрейда выделяет еще и такой механизм, как реактивное образование. Оно реализуется на двух уровнях:

  • происходит подавление негативного или неприемлемого импульса;
  • на уровне подсознания формируются побуждения противоположного содержания.

Чаще всего подобные механизмы имеют место в общественной жизни. Так, крайне неприличным в социуме считается выраженное половое влечение. Таким образом женщина, имеющая подобную особенность, старается всячески подавить ее в себе. Чтобы заслужить положительный имидж в обществе, она даже может выступать ярым борцом за мораль и нравственность. То же касается и мужчин, которые резко выступают против гомосексуальных отношений, а сами втайне имеют подобные наклонности.

Регрессия — это еще один защитный механизм. Психология описывает его как возврат к детским моделям поведения с целью оградить себя от потрясений и стресса. Это связано с тем, что именно данный возраст является наиболее комфортным и безопасным с точки зрения мировосприятия. Так, самой элементарной формой регрессии можно считать плач.

Сублимация

Психологические защитные механизмы по Фрейду включают в себя также сублимацию. Этот механизм позволяет человеку изменить свои импульсы и взгляды так, чтобы они могли быть выражены в форме, которая приемлема в социуме. В психологии сублимация рассматривается, как самый здоровый и правильный механизм защиты. Это связано с тем, что человек не сдерживается в проявлении своих импульсов, а лишь меняет форму их подачи.

Фрейду, учитывая специфику его теории, было свойственно обращать особое внимание на сублимацию сексуального влечения. Именно с этим явлением он увязывает невероятный подъем культуры и науки, который произошел в Западной Европе. Если же спроектировать данный механизм на современную реальность, можно привести в пример подростков, которые свои нереализованные сексуальные потребности могут сублимировать в спортивные достижения.

Несмотря на то что многие это скрывают, достаточно часто можно встретить людей с садистскими наклонностями. Так, индивиды с подобной девиацией вполне могут стать успешными хирургами. Также подобные фантазии могут быть сублимированы в написание детективных романов.

Защитные механизмы личности по Фрейду включают в себя такой элемент, как отрицание. Оно заключается в том, что человек категорически отказывается признавать факт происшествия негативного события. Наиболее ярким примером можно считать реакцию ребенка на смерть любимого домашнего питомца. Он отказывается признавать эту потерю, считая, что животное до сих пор находится где-то рядом. Аналогичный пример можно привести в связи с потерей близкого человека. Отказ принимать очевидное может перерасти в религиозное убеждение, что родственник теперь живет на небе или его дух до сих пор присутствует в доме.

Нередко механизм отрицания срабатывает в том случае, если речь идет о здоровье. Так, чувствуя симптомы того или иного заболевания, человек может их попросту игнорировать, внушив себе, что с ним подобного произойти не может. Аналогичная реакция может наблюдаться на уже подтвержденный диагноз.

Книги по психологии, которые стоит прочитать

Рано или поздно любого человека начинают интересовать те или иные механизмы работы сознания и подсознания. Лучший способ познакомиться с работами такого психолога, как Зигмунд Фрейд. Книги, психология человека в которых лучше всего представлена, это:

  • «Ведение в психоанализ» — это одна из самых известных книг, более того, эту работу считают наиболее значительной во всей деятельности Фрейда. Здесь изложены основные положения, которые оказали решающие влияние на дальнейшее развитие не только психологии и медицины, но также и художественной литературы.
  • «Толкование сновидений» — это монументальный труд, который стал одним из самых ярких в ХХ веке. Здесь представлен результат исследования Фрейдом бессознательной части сознания, которая управляет инстинктами человека, но труднодоступна для изучения. Здесь рассмотрен символизм сновидений, что помогает разобраться в проблемах, желаниях и страхах индивида.
  • «Психопатология обыденной жизни» — это второе по счету монументальное исследование Фрейда. Книга актуальна и по сей день, а потому является ключевой в изучении психологии. Основное внимание уделено бессознательным мотивам, которые не только могут выступать в качестве стимулов, но и нередко становятся причиной психологических расстройств.
  • «Я и Оно» — это своего рода сборник работ психолога, которые можно считать кульминацией его деятельности. Здесь не просто описаны основные положения психоанализа, но также представлены их источники и обоснования.
  • «Тотем и табу» — это работа, в которой Фрейд, опираясь на свои собственные исследования и теории, пытается раскрыть проблематику генезиса. Таким образом, автор обращается к проблеме культуры, религии, морали, права и прочим аспектам жизни общества.
  • «Психология масс и анализ человеческого «Я» — представляет собой труд, в котором Фрейд провел фундаментальную работу по изучению поведения толпы. Поясняется также потребность масс в руководителе.
  • «Очерки по психологии сексуальности» — это сборник, в котором психолог поднимает наиболее деликатные темы. Отсюда можно узнать о природе и причинах интимных отклонений, склонности к извращениям, а также садизму, гомосексуализму и т. п.

Стоит отметить, что это далеко не все книги по психологии, которые стоит прочитать. Важно также изучить работы других специалистов, которые имели несколько иной взгляд на вещи, чем Фрейд.

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой, своего рода, неосознанную реакцию, которая срабатывает в стрессовой ситуации или перед лицом угрозы. Независимо от того, какой именно вид барьера срабатывает, в любом случае, идет речь о значительных затратах энергии, что подавляющим образом воздействует на эго. Кроме того, чем более действенным оказывается тот или иной механизм, тем больших энергетических затрат он требует, и тем сильнее искажает объективную реальность.

Учитывая бессознательную природу защитных реакций, не каждый человек может ими управлять. Тем не менее, заметив эффективность того или иного барьера, индивид может уже сознательно прибегать к нему в стрессовой ситуации. Чрезмерно полагаться на такую методику не стоит, ведь она может стать весьма благотворной почвой для возникновения психологических проблем.

Замечали ли вы за собой определенные поведенческие установки как стандартную реакцию на некоторые жизненные ситуации? Например, когда вас увольняют с работы, объясняя ситуацию родным, вы вините начальника, и рассказываете, что он постоянно придирался, хотя ситуация обстояла не совсем так, и повод для критики у него был? Или когда вы сорвались и накричали на другого человека, вам проще выставить его в негативном свете? Эти действия способны вызывать непринятие обществом. Окружающие порой списывают это на «сложный характер». И явно не каждый задумывается, что такие действия – это типичная психологическая защита. Давайте разберемся в этом понятии.

Что такое психологическая защита?

Этот термин ввел еще в далеком 1894 году великий психоаналитик Зигмунд Фрейд. Он пришел к выводу, что человек может реагировать на неприятные для него обстоятельства двумя способами: блокировать их в сознательном состоянии или же искажать эти обстоятельства до такой степени, чтобы их масштабы существенно снизились или отклонились в другую сторону.

Все защитные механизмы обладают двумя объединяющими их характеристиками. Во-первых, они не являются осознанными. Человек активирует их, сам того не понимая. Это просто самообман. А во-вторых, главная цель этих механизмов состоит в том, чтобы максимально исказить или отрицать реальность, чтобы она не казалась человеку такой тревожной или угрожающей. Стоит отметить, что нередко люди используют сразу несколько защитных механизмов для того, чтобы оградить свою личность от неприятных, травмирующих событий. Это ни в коем случае не осознанная ложь или преувеличение.

Не смотря на то, что все эти защитные реакции направлены на то, чтобы уберечь психику человека, не дать ему впасть в депрессию или пережить сильный стресс, они могут приносить и вред. Мы не можем всю жизнь жить в состоянии отрицания или обвинения всех вокруг в своих неприятностях, подменивая собственную реальность на искаженную картинку, которую выдало наше подсознание.

Какие бывают виды психологической защиты?

Давайте рассмотрим основные защитные механизмы, которые выделил Зигмунд Фрейд. Каждый человек сможет узнать как минимум один, а то и несколько механизмов, которые активировала его психика ранее.

Вытеснение. Этот механизм еще имеет название «мотивированное забывание». Он действует, вытесняя травмирующее событие из сознательного уровня в подсознательный. Но, тем не менее, проблема остается в психике человека, сохраняет вместе с собой напряжение на эмоциональном уровне, а также накладывает след на поведение человека.

Так, психологическая защита в виде вытеснения может проявляться у жертв насилия, когда шок от пережитой ситуации настолько сильный, что психика просто отправляет воспоминание на глубины подсознания. Человек просто не помнит о том, что над ним совершили какие-то страшные действия и живет так, как и жил до этого.

Но, как ни крути, вытесненное воспоминание будет давать о себе знать. Это непосредственно сказывается на поведении человека. Например, изнасилованная девушка, даже если она не будет помнить об этих жутких событиях своей жизни, может проявлять опасение, недоверие и тревожность в общении с мужчинами в будущем. Жизнь в таком состоянии требует постоянного расхода психологической энергии. Иногда потребность той информации, которая была вытеснена, может выйти наружу и проявиться в так называемой «психопатологии обыденной жизни» — во снах, шутках, оговорках и прочих подобный проявлениях.

Также последствия вытеснения могут проявляться в наличии у человека психосексуальных нарушений (как фригидность или импотенция), или же в психосоматических болезнях. Вытеснение – это основной и самый распространенный вид психологической защиты. Он непосредственно влияет на другие защитные механизмы личности, в некоторых случаях являясь их основой.

Отрицание. Этот вид защиты активируется в тот момент, когда человек не хочет осознавать наличие какого-то травмирующего обстоятельства. Например, серьезного заболевания.

Впервые мы все сталкиваемся с этим механизмом еще в раннем детстве. Когда, разбив мамину любимую вазу, ребенок искренне заявляет, что не делал этого. В данной ситуации есть два варианта: либо малыш очень хорошо умеет обманывать, либо он сильно испугался, что его отругают или что мама расстроится, и его подсознание просто вытеснило воспоминание о том, что он действительно разбил эту вазу.

Проекция. Механизм, благодаря которому человек приписывает свои неприемлемые чувства, поведение, мысли другим людям или окружению в целом. Так, в рамках этого механизма мы можем перекладывать ответственность за свои промахи, неудачи и ошибки на других людей.

Ярким примером проекции является тот случай, когда мы переносим свои негативные качества (реальные или выдуманные) на другого человека, и испытываем к нему за это чувство неприязни. Он не нравится нам, ведь на сознательном уровне не понимаем, что сами обладаем недостатками, которые ему приписали.

Сублимация. Это психологическая защита, которая подразумевает изменение человеком своих импульсов на те, которые можно выражать приемлемым для общества образом. Сублимация является единственной здоровой тактикой взятия под контроль импульсов, которые окружающими не принимаются.

Например, мужчина, который на подсознательном уровне склонен к садизму, может реализовать свою потребность в написании романов или занятии спортом. В этих видах деятельности он может проявить свое превосходство над другими людьми, однако сделать это таким путем, который принесет полезный для общества результат. Фрейд в своих трудах пишет о том, что сублимация сексуальных инстинктов стала одним из главных двигателей культуры и науки на западе. Именно этот механизм повлек за собой подъем в идеологии, культуре и имеет большое значение для современной жизни.

Реактивное образование. Такая психологическая защита срабатывает в те моменты, когда человек хочет трансформировать какие-то неприемлемые для общества или для него самого желания и мысли на совершенно противоположные. Когда, к примеру, женщина, испытывающая ненависть к своей родственнице, всячески выражает заботу и любовь к ней. Или мужчина, который яро выступает против гомосексуалистов таким образом может подавлять в себе склонность к однополой любви.

В силу этого искажения реальности сложно оценивать объективное мнение человека. Ведь хорошее отношение может быть лишь подавлением реальных негативных мыслей и желаний. Но иногда защитные механизмы личности работают и наоборот. Например, когда человек, выражающий гнев, на самом деле испытывает добродушие или заинтересованность. А наигранная или показная ненависть – это последствие отношений или безответной любви, которая стала для него травмирующим событием.

Рационализация. Это вид защиты, при котором человек старается пояснить свои ошибки, неудачи или промахи с точки зрения логики. И, что самое интересное, часто ему удается убедить и себя, и остальных в том, что все на самом деле в порядке. Так, мужчина, которого отвергла женщина, может внушать себе и близким, что она совершенно непривлекательна или имеет плохой характер, вредные привычки и т.п. То есть, как говорится: «Не так уж и хотелось». А иногда защитные механизмы мы можем встретить даже в баснях. Наглядный пример рационализации встречается в басне Эзопа о лисе и винограде: героиня-лиса не смогла дотянуться, чтобы сорвать гроздь винограда, и стала успокаивать себя тем, что ягоды еще не созрели.

Обесценивание. Эта психологическая защита – одна из самых жестоких и негуманных видов защиты по отношению к окружающему миру. Потому что человек с обесцененным собственным «я» (что часто незаслуженно), старается обесценить весь мир вокруг него, тем самым спасая собственную самооценку. Такой механизм очень часто срабатывает у молодых людей, потому что в юношестве большинство из них себя недооценивает, страдает от комплексов. И поэтому молодые люди иронизируют, пытаясь высмеять все недостатки общества.

Фантазирование. Это вид защиты, при котором человек так же старается создать вокруг себя искаженную реальность. Эти психологические механизмы проявляются в виде фантазий. Например, человек идет на работу и визуализирует ситуацию, когда он находит кейс с деньгами. И, естественно, в мечтах они не украдены и не заработаны на чьем-то несчастии. Они совершенно «чистые», вот прямо для него свалились с неба. И так человек со временем замечает, что прогуливаясь по улице, он осматривается по сторонам, в глубине души надеясь увидеть тот самый кейс. Имеет ли фантазирование негативные последствия? Смотря в какой форме оно проявляется. Иногда, если мы просто о чем-то мечтаем, это дает нам возможность отвлечься, сбросить напряжение, подумать о приятных вещах. Но иногда мысль об объекте фантазии становится навязчивой. И если человек бросит работу, и будет бесцельно бродить по улицам, рассчитывая, что вот-вот он найдет такой кейс с деньгами и мигом решит свои финансовые вопросы, то это, бесспорно, вредное действие фантазирования. В таких случаях защитные механизмы срабатывают против нас самих.

Перенесенная агрессия. Это очень распространенный механизм, который использует большое количество людей. Хороший пример: когда глава семьи, который в этот день не смог проявить себя на работе хорошо и был отчитан начальством, приходит и «срывается» на своих родных. Он находит в них недостатки, кричит, норовит устроить ссору, провоцирует домочадцев для того, чтобы высвободиться от того негатива, который накопился у него на протяжении всего дня.

В Японии придумали, как избавиться от этого – в специально отведенном помещении на предприятиях устанавливали резиновую куклу с обликом начальника этого предприятия. А рядом – биты. Так, работник, который недоволен отношениями в коллективе или критикой руководителя, может пойти и поколотить его реалистичную копию. Это помогало уменьшить количество скандалов дома на почве неприятностей на работе. Нередко перенесенная агрессия может проявляться в соматических болезнях, когда ответственный, ранимый, склонный к депрессиям человек, переносит всю злость за ошибки на себя, свое тело. Часто это может выливаться даже в алкогольную зависимость.

Изоляция. Это механизм, при котором человек как будто бы разделяет свою личность на две или более, отделяя ту, которая совершает плохие поступки. Это неосознанное абстрагирование от проблемы, погружение в которую способно спровоцировать неприятные чувства, и даже вызвать невротическое состояние. Часто такое проявляется в детском возрасте, когда ребенок, сделав что-то плохое, «превращается» в другую личность – мышку или героя мультфильма, к примеру, который признается, что мальчик или девочка сделал что-то плохое, но не он, «мышка».

Регрессия. Это переход на более простой, примитивный уровень функционирования. Он свойственен личностям, которые склонны к истерикам. Им часто присущ инфантилизм, отчего переход на детское поведение и отказ брать на себя ответственность – практически естественная реакция на неприятные события. Некоторые исследователи склонны полагать, что регресс личности является одной из причин развития шизофрении.

Механизмы защиты – это хорошо или плохо?

Казалось бы, психологическая защита во многих случаях срабатывает против человека, погружая его в среду искаженной реальности. Под нее подстраиваются его установки, действия и мысли, что является негативным влиянием.

Но, тем не менее при отсутствии психологической защиты людям было бы невероятно сложно переносить стрессовые ситуации. Известие о болезни или проблемы на работе могли бы провоцировать тяжелые психические расстройства или физические заболевания.

Нельзя винить человека, который слишком много фантазирует, подменяет понятия или не хочет принимать определенных событий в своей жизни. Вполне возможно, что он делает это не преднамеренно, неосознанно.

А для того, чтобы сгладить «побочные эффекты» психологической защиты, необходимо работать не над сменой поведения человека, а над устранением последствий травмы, которая и стала провокатором активации защиты.

защита личность психический

В различные классификации защит положены специфические критерии: блокировка или искажение информации; степень активности личности в формировании защит; особенности переработки информации, подлежащей «недопуску» к сознанию; природа препятствий, с которыми сталкивается субъект; результат защиты — достижение награды или избегание опасности; базисность или вторичность защит и др. Из разнообразных критериев, были отобраны три показателя:

1. защиты, опосредующие восприятие информации;

2. защиты, опосредующие различные формы искажения (трансформации) информации;

3. защиты, основанные на первичных примитивных формах психических проявлений.

На основе этих показателей выделены три группы психологических защит, условно обозначенные как «естественные» психологические защиты (первая группа, сформированная на основе доминирования первого показателя), «интегративные» (доминирование второго показателя), «ретрозащиты» (доминирование третьего показателя).

«Естественные» психологические защиты. В ходящие в нее психологические защиты формируют перцептивные процессы личности, особенности восприятия различной информации о себе и об окружающем мире.

Общим для этой группы защит является невостребованность анализа содержания информации. Здесь главное — блокирование информации, бессознательное исключение ее из сферы сознания: вытеснение, подавление, аскетизм, нигилизм.

Вытеснение — одно из основных в психоанализе, введенное З. Фрейдом, и за его пределами не имеет специального психологического значения.

С позиций психоанализа, вытесненное из сознания переживается, забывается человеком, но сохраняет в бессознательном присущую ему психическую энергию влечения (катексис). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, формируя психические комплексы. Со стороны Я (Эго) требуются постоянные затраты энергии на поддержание процесса вытеснения. Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов — антикатексисов — может привести к возвращению в сознание ранее вытесненной информации. Такие случаи наблюдались при заболеваниях, интоксикациях (например, алкогольной), а также во время сна. Прямое вытеснение, связанное с психическим шоком, может привести к тяжелым травматическим неврозам; неполное или неудачное вытеснение — к образованию невротических симптомов.

Вытеснение является важнейшим механизмом защиты, благодаря которому неприемлемые для Я желания становятся бессознательными. Оно занимает особое место среди остальных защитных механизмов в связи с тем, что это не только самый эффективный, но и самый опасный механизм. Отъединение от Я, наступающее вследствие изоляции сознания от всего хода инстинктивной и аффективной жизни, может полностью разрушить целостность личности. Существует и другая точка зрения, согласно которой вытеснение начинает действовать лишь после того, как не срабатывают другие механизмы (проекция, изоляция и т.д.). Причиной, вызывающей вытеснение, большинство современных психоаналитиков склонны считать страх, которым Эго реагирует в ситуации опасности. Вытеснение — активное недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных, противоречивых чувств и воспоминаний, неприятных желаний и мыслей. Согласно З. Фрейду, вытеснение реализуется в виде двух фаз:

1. предотвращает первоначальное появление импульса посредством удаления из сознания в бессознательное неприятных воспоминаний, переживаний, неприемлемых желаний;

2. обеспечивает удержание в бессознательном различных вытесненных влечений, желаний, стремлений.

Все вытесненное из сознания в бессознательное, не исчезает и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведение человека. Время от времени происходит спонтанное «возвращение вытесненного» на уровень сознания, которое осуществляется в форме отдельных симптомов, сновидений, ошибочных действий и др.

С механизмами вытеснения З.Фрейд связывал некоторые симптомы истерии, импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (язва желудка, бронхиальная астма). Человек легко может забывать некоторые вещи, особенно то, что снижает чувство собственной ценности как личности. Чаще этот механизм проявляется у людей с незрелым Я, истерическими чертами характера, у детей. Согласно клиническим наблюдениям, вытеснение наблюдается у больных с доминированием пассивного поведения. Они нуждаются в переживании чувства защищенности, а при его фрустрации возникает тревога.

Чаще всего вытесняется человеком из сознания психотравмирующая информация, связанная с жизнью близких, факты личной биографии, когда личность проявила свои худшие качества, враждебность, любовь к власти, глупость, вседозволенность, сексуальные влечения. По этому поводу М.Е. Литвак пишет, что чем больше человек вытесняет в бессознательное, тем хуже он знает себя, тем менее он ориентирован, тем чаще будет иметь тупиковые варианты решения своих проблем.

Основная борьба с вытеснением — осознание и осмысление вытесненной информации: следует пережить гибель близкого человека, реализовать потребности в доминировании путем личностного роста, наладить отношения с близкими и др.

Развитие вытеснения может привести в действие другой защитный механизм — проекцию. Кроме того, ряд авторов не делают принципиальных различий между механизмами вытеснения и подавления, другие же, напротив, анализируют их в отдельности.

Подавление — более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов.

Подавление в отличие от вытеснения, когда бессознательной оказывается сама вытесняющая инстанция (Я), ее действия и результат, он, напротив, выступает как механизм работы сознания на уровне «второй цензуры», (расположенной, по Фрейду, между сознанием и подсознанием), обеспечивая исключение какого-то психического содержания из области сознания, а не о переносе из одной системы в другую. С точки зрения динамики, ведущую роль в подавлении играют этические мотивы.

Например, рассуждения мальчика: «Мне следует защитить своего друга — мальчика, которого жестоко дразнят. Но если я стану это делать, то подростки и до меня доберутся. Они будут говорить, что я тоже глупая малявка, а я хочу, чтобы они думали, что я такой же взрослый, как они. Лучше не буду ничего говорить».

Подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Продукты подавления находится в предсознательном, а не уходят в бессознательное, как это можно видеть в процессе вытеснения. Подавление — сложный механизм защиты. Одним из вариантов его развития является аскетизм.

Аскетизм как механизм психологической защиты был описан в работе А. Фрейд «Психология Я и защитные механизмы» и определен как отрицание и подавление всех инстинктивных побуждений. Она указывала на то, что данный механизм характерен в большей степени для подростков, примером которого является недовольство своей внешностью и стремление к ее изменению. Это явление связано с несколькими особенностями подросткового возраста: бурные гормональные изменения, происходящие в организме молодых людей и девушек, могут вызвать полноту и другие недостатки внешности, что делает на самом деле подростка не очень симпатичным. Негативные переживания по этому поводу могут быть «сняты» с помощью защитного механизма — аскетизма. Данный механизм психологической защиты встречается не только у подростков, а и у взрослых людей, где чаще всего «сталкиваются» высокие моральные устои, инстинктивные потребности и желания, что, по мнению А. Фрейд, лежит в основе аскетизма. Она указывала также на возможность распространения аскетизма на множество сфер жизни человека. Так, например, подростки начинают не только подавлять в себе сексуальные желания, но и перестают спать, общаться со сверстниками и т.д.

Можно встретить описание данного явления как защиты, в исследованиях Д.М.Угреновича, который очень много писал об особенностях сознания верующих людей, содержится понимание аскетизма именно как защитного механизма личности. Он выделял два типа верующих: экстравертированных и интровертированных. У последних и распространена такая форма поведения, как аскетизм в качестве средства ухода от окружающего мира, бегства в иллюзорный религиозный мир.

А. Фрейд отличала аскетизм от механизма вытеснения на двух основаниях:

1. Вытеснение связано со специфическим инстинктивным отношением и касается природы и качества инстинкта. Аскетизм же затрагивает количественный аспект инстинкта, когда все инстинктивные побуждения рассматриваются как опасные;

2. При вытеснении в некоторой форме имеет место замещение, в то время как аскетизм может быть замещен только переключением на выражение инстинкта.

Нигилизм. Подход к нигилизму как одному из механизмов психологической защиты основывается на концептуальных положениях Э. Фромма. Он полагал, что центральной проблемой человека является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием «брошенного в мир не по своей воле» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и настоящее. Им обоснована мысль о том, что развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению. По мнению Э. Фромма, развитие человека идет по пути увеличения «свободы», которым не каждый человек может адекватно воспользоваться, вызывая ряд негативных психических переживаний и состояний, что приводит его к отчуждению.

В результате человек утрачивает свою самость. Возникает защитный механизм «бегство от свободы», для которого характерны: мазохистские и садистские тенденции; деструктивизм, стремление человека разрушить мир, чтобы он не разрушил его самого, нигилизм; автоматический конформизм.

Понятие «нигилизм» анализируется и в работе А. Райха. Он писал о том, что телесные характеристики (скованность и напряженность) и такие особенности как постоянная улыбка, высокомерное, ироничное и дерзкое поведение, — все это остатки очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые оторвались от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера, «броню характера», проявляющиеся как «невроз характера», одной из причин которого и является действие защитного механизма — нигилизма. «Невроз характера» — это тип невроза, при котором защитный конфликт выражается в определенных чертах характера, способах поведения, т.е. в патологической организации личности в целом.

«Интегративные» психологические защиты.

Эту группу условно можно обозначить как «преобразование информации с помощью различных механизмов защиты». В отличие от первой, защиты, входящие в эту группу, связаны с бессознательной оценкой содержания неугодной для личности информации, ее изменением, неадекватностью оценки. Искажение, трансформация информации могут осуществляться различными способами с использованием: генерализации, опущения, категоризации и др.

В результате действия этих защит личность начинает обладать неадекватной реальности информацией и жить в мире иллюзий.

Агрессия. В момент фрустрации агрессивный импульс направлен, в общем виде, на источник этой фрустрации. Этот импульс усиливается с увеличением фрустрации или ужесточением барьера. Однако не все люди реагируют агрессивно: для этого нужна первичная склонность к деструкции или некоторая инфантильность психики.

Основные разновидности агрессии:

1. Прямая агрессия — как правило, обращена на других. Может проявляться в поведении (нападение, драка, физическое воздействие, убийство) или в вербальной форме (брань, унижающие шутки или высказывания, сарказм, грубые замечания). Возможно обращение агрессии на себя (аутоагрессия): самообвинения, глубокое переживание вины, самоубийство, измождение себя голодом, «умерщвление плоти». Эта форма защиты основана на повышенной значимости социальных эталонов (или восприятии их как слишком жестких), на восприятии барьеров как полностью непроходимых или ситуации как абсолютно безысходной.

2. Косвенная (смещенная) агрессия — направлена не непосредственно на нежелательный или неприятный объект (лицо), а на доступный объект. Этот доступный объект может быть связан с источником фрустрации (или с барьерами), но может и не иметь к ним никакого отношения. Так, человек может просто «вылить» плохое настроение на первое попавшееся лицо. Агрессия может проявляться по отношению к тем, кто не может ответить, к беззащитным, преследуемым; это могут быть слабый человек, покорная жена или национальные меньшинства.

3. Вымещение — защитный механизм, направляющий негативную эмоциональную реакцию не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, не имеющий к ней отношения. Этот механизм создает как бы «замкнутый круг» взаимовлияния людей друг на друга.

Например, людей, на которых направлено действие механизма вымещения, в народе называют «козлами отпущения». Обычно это люди, которые слабее, обязаны или зависят от личности, находящейся в психологической защите.

Механизм вымещения отражен в одной из картин Битсрупа — босс пришел в плохом настроении в контору и как следствие этого «сорвал» его, отругав заместителя, заместитель — клерка, клерк — рассыльного, рассыльный, выходя из офиса, пнул собаку, собака укусила выходящего в то время из офиса босса.

Эта форма психологической защиты широко распространена в различного типа взаимоотношений и ее профилактика может заключаться в развитии и формировании умений находить компромиссы в конфликте, сохранять консенсус или спокойно отказываться от взаимоотношений с кем-то, если они уже изжиты. В современной психологии и конфликтологии разработаны разнообразные системы превенции, профилактики и разрешения межличностных конфликтов, с помощью которых личность может нейтрализовать, а то и вовсе отказаться от такого защитного механизма как вымещение.

Типичные защитные механизмы личности (реакции) делятся на первичные и вторичные, описываются в разных списках (один из наиболее известных таких списков — перечень Джеймса Коулмена, так называемый «список Коулмена»). Защитный механизм (психологическая защита) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый вами психический процесс, направленный на минимизацию психических переживаний. Существует множество других психологических защит, которые сюда не включены: абсолютная идеализация личности (обожествление), демонизация личности и т.д.

Ниже представлен список защитных механизмов личности, как первичных, так и вторичных, по Коулмену:

Всемогущий контроль (всемогущество) — бессознательный психический процесс защиты, который заключается в убеждённости человека, что он способен всё контролировать. Естественным следствием такой бессознательной убежденности является ощущением человеком ответственности за всё вокруг и чувство вины, возникающее если что-либо выходит из-под его контроля. Всемогущество формируется в детском эгоцентризме, то есть в восприятии ребенка самого себя как центра вселенной. У младенца и маленького ребенка степень его реального контроля над миром, способность защитить и прокормить себя равны нулю, но ему кажется, что мать его кормит и защищает потому, что это он этого хочет . Взрослея, ребенок постепенно разочаровывается в представлении о своем всемогуществе, о всемогуществе родителей и т.д., начинает адекватно воспринимать возможности людей, но некоторая здоровая часть всемогущества сохраняется, актуализируясь в те или иные моменты жизни.

Ощущение всемогущего контроля, как и в детстве, защищает нас от ощущения беззащитности, неспособности контролировать свою жизнь. Этот механизм может проявляться в виде всевозможных суеверий и ритуалов, создающих впечатление способности предсказать или изменить своё будущее там, где реального контроля нет. Деструктивная сторона этого защитного механизма проявляется в том, что человек необоснованно считает себя виноватым в том, что с ним произошло, то есть взрослый человек может (как и ребенок) искренне считать, что именно его неправильные действия или даже мысли (!) оказались единственной и решающей причиной нежеланного результата.

Диссоциация — в результате работы этого бессознательного психического механизма защиты, человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то другим, с кем-то посторонним. Возникает диссоциация эмоций или диссоциация тела: «тело как будто не моё». Такая «диссоциированная» позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций и возникает часто в результате сильных и неоднократных психологических травм, переживаний катастроф. Люди, испытавшие на себе однажды этот защитный механизм, описывают диссоциированное состояние фразами вроде: «как будто это происходило не со мной». Люди с повышенной чувствительностью к негативным эмоциям могут диссоциировать себя в самых обычных для других людей ситуациях, им трудно эмоционально вовлекаться. Такие люди с трудом налаживают эмоциональный контакт, кажутся исключительно холодными и хладнокровными, исходящими из холодного расчета. Путь в некоторые профессии, например, в психологию, при диссоциации невозможен. Этот защитный механизм представляет определенные трудности для лечения, но при долгосрочной терапии вылечивается.

Фантазия — удовлетворение несбывшихся желаний в своем воображении. Следует разделять здоровые фантазии (например, эротические фантазии в подростковом возрасте или т.н. «любовный бред») и болезненные, деструктивные фантазии (например, в которых женщина продолжает считать «своим» мужа, который давно с ней развелся и давно живет своей личной жизнью).

Рационализация — попытки доказать с целью самоутверждения, что поведение является рациональным и оправданным, а потому социально одобряемым. Это механизм подыскания убедительных доводов для недостаточно одобряемых действий и желаний.

Проекция — проекция собственных характеристик на других. Возложение ответственности за трудности на других лиц или приписывание другим своих моральных качеств и побуждений. Проекция — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, мотивы, черты харакетра и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя. Пример: аферисты и кидалы постоянно видят вокруг себя аферистов и кидал (проецируя на других людей свою преступную психологию), взяточники убеждены, что «берут все», а латентным гомосексуалистам везде мерещатся гомосексуалисты. Таким образом включается механизм проективной идентификации (см. раздел).

В качестве з ащитного механизма проекция позволяет человеку считать собственные неприемлемые чувства, желания, мотивы, идеи и пр. чужими, и как следствие, не чувствовать за них ответственность. Негативным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы так избавиться от «вызванных им» чувств. Внешний объект, между тем, может не иметь ничего общего с тем, что на него спроецировано.

Репрессия — недопущение проникновения в сознание неприятных и опасных мыслей. Репрессивные чувства — это чувства, которые человек бессознательно запретил себе переживать, «задавил» их.

Подавление — отказ отдавать себе отчет в уже проникших в сознание неприятных и опасных мыслях и формулировать их. (Этот пункт не включен в список Коулмена.)

Формирование реакций — предупреждение опасных стремлений путем усиления противостоящих им установок и типов поведения, чтобы использовать их в качестве «барьеров». Например, человек может стать борцом против алкоголизма, потому что его отец и ли другой член семьи был алкоголиком.

Возмещение — искупление и таким образом нейтрализация аморальных желаний и поступков.

Регрессия — возвращение на более низкий уровень развития, что предполагает менее развитые реакции и, как правило, уменьшение притязаний.

Идентификация — повышение чувства собственной значимости путем идентификации себя с выдающимися личностями.

Интроекция — включение в структуру ego внешних ценностей и стандартов с тем, чтобы они перестали действовать как внешняя угроза. Наделение себя качествами других людей. Этот мехаиизм противоположен механизму проекции.

Компенсация — прикрытие собственных слабостей подчеркиванием желаемых черт или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах. Например, человек, который не может играть в футбол, становится выдающимся шахматистом.

Перенос — бессознательный перенос ранее прожитых чувств или отношений, проявлявшихся к одному лицу, на совершенно другого человека.

Перемещение (вымещение, смещение) — разрядка подавляемых чувств, как правило чувства враждебности, направленная на объект менее опасный, чем тот, который вызвал отрицательные эмоции. Подчиненный, обруганный начальником, приходит домой и срывается на жене, которая в свою очередь выпускает гнев на ребенке. Происходит переориентация эмоции или озабоченности чем-либо с первоначального объекта на какой-то другой, потому что изначальная направленность по какой-то причине тревожно скрывается. Примером может являться сексуальное влечение, смещенное с начального здорового объекта (женщины) на какой-то сексуальный фетиш.

Эмоциональная изоляция — замыкание в себе и пассивность для защиты от боли и обиды.

Отрицание реальности — защита себя от неприятной действительности путем отказа трезво воспринимать ее, часто принимающего форму ухода от нее — в «болезнь» либо в поглощенность чем-то другим.

Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации. Выглядит отрицание как эмоциональная установка «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!» Примеры отрицания: «Этот человек не может мне изменять» (на предоставление информации об измене), «Мои сотрудники не могут меня сместить с поста, это ведь я их вытащил из грязи и дал им работу» (за час до смещения с должности в результате заговора или «переворота»), «Этот человек не может быть сексуально успешен», «Этот человек не может быть умнее меня (в чем-то экспертнее меня, обмануть меня и т.д.)».

Интеллектуализация — пресечение переживаний, вызванных неприятной ситуацией, или упорядочение несовместимых установок при помощи логических манипуляций. Приверженность определенным ценностям и установкам даже при наличии явных доказательств в пользу противоположных установок.

Сублимация — удовлетворение или подавление неудовлетворенных желаний, часто носящих сексуальный характер (по Фрейду), при помощи другой деятельности. Обычно это относится к изменению способа удовлетворения, а не его объекта. Например, человек, испытывающий сильное половое влечение к другому человеку и не имеющий возможности это влечение удовлетворить, может найти частичную разрядку в допустимых действиях, например в танцах.

Современное толкование сублимации шире, чем то, которое дал Фрейд, сублимация понимается сейчас как перенаправление неприемлимых импульсов вообще, вне зависимости от их природы. Механизм сублимации может трансформировать нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной деятельности, способствовать снятию внутреннего напряжения и социальной адаптации личности.

Замещение (вымещение) — удовлетворение или подавление неудовлетворенных (часто сексуальных) желаний при помощи другого объекта. Например, половое влечение к «недоступному» человеку может быть удовлетворено человеком более доступным. (Этот пункт отсутствует в списке Коулмена.)

Сочувствие — стремление завоевать симпатии других людей и таким образом поддержать чувство собственного достоинства, невзирая на неудачи.

Разрядка — снижение тревожности, вызванной запретными желаниями, путем ее внешнего выражения. Такое поведение часто проявляется в преступности или делинквентности .

Coleman J. С. Abnormal Psychology in Modern Life, 3rd ed. Atlanta, 1964.

Психологическая защита – это неосознанные процессы, проистекающие в психике, направленные на минимизацию воздействия негативных переживаний. Защитные инструменты являются основой процессов сопротивления. Психологическая защита, как понятие впервые было озвучено Фрейдом, который изначально под ним подразумевал, прежде всего, вытеснение (активная, мотивированная ликвидация из сознания чего-либо).

Функции психологических защит заключаются в снижении противостояния, проистекающего внутри личности, снятии напряжения, обусловленного конфронтацией импульсов бессознательного и принятыми требованиями среды, зарождающимися вследствие социального взаимодействия. Минимизируя такой конфликт, предохранительные механизмы регулируют человеческое поведение, повышая его адаптационную способность.

Что такое психологическая защита?

Человеческая психика характеризуется свойством защищать себя от негативных окружающих вокруг или внутренних воздействий.

Психологическая защита личности присутствует у каждого человеческого субъекта, но рознится по степени интенсивности.

Психологическая защита стоит на страже психического здоровья людей, предохраняет их «Я» от воздействия стрессовых влияний, повышенного беспокойства, тревожности, негативных, носящих разрушительный характер, мыслей, от конфронтаций, ведущих к плохому самочувствию.

Психологическая защита, как понятие появилось на свет в 1894 году благодаря известному психоаналитику Зигмунду Фрейду, пришедшему к выводу, что субъект может выказывать два различных ответных побуждения на неприятные ситуации. Он может либо их задерживать в осознанном состоянии, либо искажать такие обстоятельства, дабы снизить их размах или отклонить в ином направлении.

Все предохраняющие механизмы характеризуются двумя связывающими их чертами. Прежде всего, они неосознанные. Индивид активирует защиту самопроизвольно, не понимая, что совершает. Во-вторых, основная задача защитных инструментов заключается в максимально возможном искажении реальности или абсолютном ее отрицании, дабы субъект перестал ее воспринимать как тревожную либо небезопасную. Следует акцентировать, что часто человеческие индивиды используют одновременно несколько механизмов предохранения, чтобы оградить собственную персону от неприятных, угрожающих событий. Однако подобное искажение нельзя считать преднамеренной ложью либо преувеличением.

При этом, невзирая на то, что все имеющиеся защитные акты устремлены на ограждение психики человека, предотвращение его впадения в депрессию, помощь в перенесении стрессового воздействия, они нередко наносят вред. Человеческий субъект не может существовать постоянно в состоянии отречения или обвинения окружающих лиц в собственных неприятностях, заменяя реальность искривленной картинкой, выпавшую из подсознания.

Психологическая защита, кроме того, может препятствовать личностному росту, развитию человека. Она может стать преградой на стези успешности.

Негативные следствия рассматриваемого феномена наступают при устойчивом повторении определенного механизма защиты в сходных ситуациях бытия, однако отдельные события, хоть и схожи с теми, которые изначально спровоцировали срабатывание защиты, в прикрытии не нуждаются, поскольку сам субъект может сознательно отыскать решение возникшей проблемы.

Также защитные механизмы превращаются в разрушительную силу, когда человек применяет их несколько одновременно. Субъект, часто прибегающий к защитным механизмам, обречен быть неудачником.

Психологическая защита личности не является врожденным навыком. Она приобретается в ходе прохождения социализации малышом. Основным источником формирования механизмов внутренней защиты и примеров их применения являются родители, которые своим примером использования защиты «заражают» собственных детей.

Механизмы психологической защиты личности

Специальная система регулирования личности, целенаправленная на предохранение сознания от негативных, травмирующих, неприятных переживаний, обусловленных противоречиями, тревожностью и состоянием дискомфорта именуется психологической защитой, функциональная цель которой заключается в минимизации внутриличностной конфронтации, ослаблении напряжения, снятии беспокойства. Ослабляя внутренние противоречия психологические скрытые «предохранители» регулируют поведенческие реакции личности, повышая ее адаптационную способность и уравновешивая психику.

Фрейд ранее обозначил теории сознательного, бессознательного и концепцию подсознательного, где он акцентировал, что защитные внутренние механизмы являются неотъемлемой часть бессознательного. Он утверждал, что человеческий субъект часто сталкивается с неприятными раздражителями, несущими угрозу и способными породить стресс либо привести к срыву. Без внутренних «предохранителей» Эго личности подвергнется распаду, что вызовет невозможность в обыденной жизни принимать решения. Психологическая защита выполняет функцию амортизаторов. Она помогает индивидам справляться с негативом и болью.

Современная психологическая наука выделяет 10 механизмов внутренней зашиты, которые классифицируются по степени зрелости на дефензивные (например, изоляция, рационализация, интеллектуализация) и проективные (отрицание, вытеснение). Первые – являются более зрелыми. Они допускают поступление в сознание негативной либо травмирующей информации, однако интерпретируют для себя ее «безболезненным» образом. Вторые – являются более примитивными, поскольку в сознание не допускают травмирующую информацию.

Сегодня психологическими «предохранителями» считаются реакции, к использованию которых индивид прибегает неосознанно, дабы защитить собственные внутренние психические компоненты, «Эго» от тревожности, конфронтации, фрустрации, ощущения стыда, вины, чувства гнева.

Основополагающие механизмы психологической защиты дифференцируются по таким параметрам, как уровень обработки конфликта внутри, прием искажения реальности, уровень количества затрачиваемой энергии на поддержание определенного механизма, уровень инфантильности индивида и тип вероятного нарушения психики, появляющегося вследствие пристрастия к определенному механизму защиты.

Фрейд, используя собственную трехсоставную модель устройства психики, высказал предположение, что отдельные механизмы возникают еще на детском возрастном этапе.

Психологическая защита примеры ее в жизни встречаются сплошь и рядом. Часто человек, чтобы не излить гнев на начальника, выливает потоки негативной информации на сотрудников, поскольку они менее значимые для него объекты.

Часто случается, что предохраняющие механизмы начинают работать неправильно. Причина такого сбоя заключается в стремлении индивида к спокойствию. Отсюда, когда стремление к психологическому комфорту начинает превалировать над желанием постигать мир, минимизируя риск выйти за грани привычного, отлаженные механизмы защиты перестают адекватно функционировать, что ведет к самообману.

Предохраняющие защитные механизмы составляют охранный комплекс личности, но одновременно с этим могут привести ее к распаду. Каждый индивид имеет свою любимую вариацию защиты.

Психологическая защита примеры этому стремление найти разумное объяснение даже самому нелепому поведению. Так проявляется склонность к рационализации.

Однако существует тончайшая грань, пролегающая между адекватным использованием предпочитаемого механизма и нарушением равнозначного баланса в их функционировании. Неприятности возникают у индивидов тогда, когда выбранный «предохранитель» абсолютно не подходит для ситуации.

Виды психологической защиты

Среди научно признанных и часто встречаемых внутренних «щитов» выделяют около 50 видов психологической защиты. Ниже приведены основные из используемых приемов защиты.

В первый черед, можно выделить сублимацию, понятие которой определил Фрейд. Он считал ее процессом трансформации либидо в возвышенное устремление и социально нужную деятельность. Согласно концепции Фрейда, сублимация — это главный результативный защитный механизм при созревании личности. Предпочтение сублимации в качестве главной стратегии адаптации говорит о психическом созревании и сформированности личности.

Можно выделить 2 ключевые вариации сублимации: первичную и вторичную. При первой сохраняется первоначальная задача, на которую направлена личность, что выражается сравнительно прямо, например, бесплодные родители решаются на усыновление. При второй – индивиды отказываются от начальной задачи и выбирают другую задачу, достичь которую возможно на более высоком уровне психической активности, вследствие чего сублимация носит опосредованный характер.

Индивид, не сумевший приспособиться при помощи первичной формы механизма защиты, может переступить на вторичную форму.

Следующим, часто применяемым приемом, является вытеснение, которое обнаруживается в непроизвольном перемещении неприемлемых побуждений или мыслей в бессознательное. Проще говоря, вытеснение – это мотивированное забывание. Когда функция этого механизма является недостаточной для снижения тревожности, подключаются иные приемы защиты, способствующие вытесненной информации представать в искаженном свете.

Регрессия представляет собой неосознанный «спуск» на ранний этап приспособления, разрешающий удовлетворять желания. Она бывает символической, частичной либо полной. Множество проблем эмоциональной направленности обладают регрессивными признаками. В нормальном своем проявлении регрессия может обнаруживаться в игровых процессах, при болезнях (например, заболевший индивид требует больше внимания и повышенной опеки).

Проекция является механизмом причисления другому индивиду или объекту желаний, чувств, мыслей, которые субъект у себя сознательно отвергает. Отдельные вариации проекции легко обнаруживаются в обыденном бытие. Большинство человеческих субъектов совершенно некритично относятся к личным недостаткам, зато легко подмечают их у окружения. Люди склонны обвинять окружающий социум в своих горестях. При этом проекция может принести вред, поскольку нередко вызывает ошибочную трактовку реальности. Данный механизм, преимущественно, срабатывает у ранимых индивидов и незрелых личностей.

Противоположностью вышеописанного приема является интроекция или включение себя. В раннем личностном созревании она играет немаловажную роль, поскольку на ее базисе постигаются родительские ценности. Механизм актуализируется вследствие потери ближайшего родственника. При помощи интроекции ликвидируются различия между собственной особой и объектом любви. Иногда агрессия или злость к кому-либо, негативные побуждения трансформируются в обесценивание себя и самокритику, вследствие интроекции такого субъекта.

Рационализация являет собой механизм, который оправдывает поведенческое реагирование индивидов, их мысли, чувства, которые в действительности неприемлемы. Данный прием считается наиболее распространенным механизмом психологической защиты.

Человеческое поведение обуславливается множеством факторов. Когда индивид объясняет поведенческие реакции наиболее приемлемым для собственной личности образом, то происходит рационализация. Неосознаваемый прием рационализации не нужно путать с сознательной ложью или преднамеренным обманом. Рационализация способствует сохранению самоуважения, избеганию ответственности и ощущения вины. Во всякой рационализации наличествует какое-то количество правды, но самообмана в ней присутствует больше. Этим она и небезопасна.

Интеллектуализация предполагает гиперболизированное использование интеллектуального потенциала, дабы ликвидировать эмоциональные переживания. Данный прием характеризуется тесной взаимосвязью с рационализацией. Она подменяет непосредственно переживание чувств раздумьями о них.

Компенсация является бессознательной попыткой преодолеть реально существующие либо воображаемые дефекты. Рассматриваемый механизм считается универсальным, ведь приобретение статуса – это важнейшая потребность практически каждого индивида. Компенсация бывает социально приемлемой (например, слепой человек становится известным музыкантом) и неприемлемой (например, компенсация инвалидности трансформируется в конфликтность и агрессию). Также различают прямую компенсацию (в заведомо невыигрышной сфере индивид устремлен к успеху) и косвенную (склонность утвердить собственную персону в иной области).

Реактивное образование представляет собой механизм, подменяющий побуждения для осознания неприемлемые непомерными, противоположными тенденциями. Данный прием характеризуется двухступенчатостью. В первый черед, вытесняется недопустимое желание, после чего увеличивается его антитеза. К примеру, гиперопека может скрывать чувство отвержения.

Механизм отрицания заключается в отвержении мыслей, чувств, побуждений, потребностей или действительности, которые недопустимы на уровне сознания. Индивид ведет себя, словно, не существует проблемной ситуации. Примитивный способ отрицания присущ детям. Взрослые лица чаще применяют описываемый метод в ситуациях серьезного кризиса.

Смещение представляет собой перенаправление эмоциональных реакций от одного предмета к приемлемой замене. К примеру, агрессивные чувства вместо работодателя субъекты вымещают на семье.

Способы и приемы психологической защиты

Многие именитые психологи утверждают, что способность защититься от отрицательных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять душевную гармонию во всевозможных неприятных обстоятельствах и не отвечать на досадные, оскорбительные выпады, является характерной чертой зрелой личности, эмоционально развитого и интеллектуально сформированного индивида. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного индивида. Именно в этом заключается положительная сторона функции психологических защит. Поэтому субъектам, испытывающим со стороны социума давление и принимающим на себя негативные психологические атаки злопыхателей, необходимо изучить адекватные приемы предохранения от отрицательного воздействия.

Прежде всего, нужно осознать, что раздраженный и эмоционально подавленный индивид не может сдерживать эмоциональные порывы и адекватно отвечать на критику.

Способы психологической защиты, помогающие справляться с агрессивными проявлениями, приведены ниже.

Одним из приемов, способствующим отталкиванию негативных эмоций является «ветер перемен». Нужно вспомнить все слова и интонации, которые вызывают наиболее болезненную интонацию, понять, что может гарантированно выбить почву, вывести из равновесия либо ввергнуть в депрессию. Рекомендуется вспомнить и ярко представить обстоятельства, когда недоброжелатель старается рассердить при помощи определенных слов, интонации или мимики. Также следует внутри себя проговорить слова, которые наиболее задевают. Можно визуализировать мимику оппонента, произносящего обидные слова.

Это состояние бессильной злости либо, напротив, потерянности, необходимо прочувствовать внутри, разобрать по эмоциям и отдельным ощущениям. Нужно осознать собственные ощущения и изменения, происходящие в теле (например, может участиться сердцебиение, появится тревога, «отняться» ноги) и запомнить их. Затем следует представить себя, стоящим на сильном ветру, который сдувает весь негатив, обидные слова и выпады недоброжелателя, а также ответные отрицательные эмоции.

Описанное упражнение рекомендуется проделать несколько раз в тихом помещении. Оно поможет впоследствии гораздо спокойнее относиться к агрессивным выпадам. Столкнувшись в действительности с ситуацией, когда кто-то пытается оскорбить, унизить, следует представить себя находящимся на ветру. Тогда слова злопыхателя канут в небытие не достигнув цели.

Следующий прием психологической защиты именуется «абсурдная ситуация». Здесь человеку рекомендуется не дожидаться агрессии, выплеска обидных слов, насмешек. Нужно взять на вооружение известный фразеологизм «делать слона из мухи». Другими словами, необходимо при помощи преувеличения довести всякую проблему до абсурда. Почувствовав от оппонента насмешки или оскорбления, следует утрировать эту ситуацию таким образом, чтобы слова, последовавшие за этим, породили лишь смех и несерьезность. Таким приемом психологической защиты можно легко обезоружить собеседника и надолго отбить у него охоту обижать других людей.

Также можно представить оппонентов трехлетними крохами. Это поможет научиться относиться к их выпадам менее болезненно. Нужно себя представить воспитателем, а противников детсадовской малышней, которая бегает, прыгает, кричит. Возмущается и капризничает. Разве можно всерьез злиться на трехлетнюю несмышленую малышню?!

Следующий метод носит название «океан». Водные пространства, занимающие огромную часть суши, постоянно в себя принимают бурлящие потоки рек, однако это не может потревожить их величественную непоколебимость и спокойствие. Также и человек может брать пример с океана, оставаясь уверенным и спокойным, даже когда выливаются потоки брани.

Прием психологической защиты под названием «аквариум» заключается в представлении себя за толстыми гранями аквариума при ощущении попыток окружения вывести из равновесия. На оппонента выливающего море негатива и без конца сыплющего обидными словами, необходимо смотреть из-за толстых стенок аквариума, представляя его искаженную злостью физиономию, но, не чуя слов, ведь их поглощает вода. Следовательно, негативные выпады не достигнут цели, человек останется уравновешенным, что еще больше распылит соперника и заставит его выйти из равновесия.

Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.

Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.

Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства) между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

При этом конфликт между потребностью и страхом человек может выражать разными способами:

— посредством психических перестроек;

— посредством телесных нарушений (дисфункций), проявляющихся в виде хронических психосоматических симптомов;

— в форме изменения способов поведения.

Впервые термин «психологическая защита» был введен в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом.

Начиная с З. Фрейда и в последующих работах специалистов, изучавших механизмы психологической защиты, неоднократно отмечается, что привычная для личности в обычных условиях защита, в экстремальных, критических, напряженных жизненных условиях обладает способностью закрепляться, приобретая форму фиксированных психологических защит.

Один из концептуальных подходов к психологическим защитам, представлен Ф.В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Другой подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию. По их мнению, этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие – на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация).

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

— они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;

— они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги.

Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна «передышка» для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Механизмы психологической защиты:

1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Фрейд подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а) вытеснение + смещение и б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Первая комбинация способствует возникновению фобических реакций, вторая — образует основу истерических реакций.

2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки).

3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей.

4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого.

5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация – самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви – разговоры о любви).

7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста – стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности – грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двухступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

Для сохранения самоуважения, а также для устранения внутреннего дискомфорта и переживаний, угрожающих «Я-образу», существует особая регулятивная система, которая функционирует на уровне бессознательного. Это — механизмы психической защиты. Они имеют две характеристики: 1) действуют на бессознательном уровне и поэтому являются средствами самообмана; 2) отрицают или искажают реальность, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

К защитным механизмам личности относятся: вытеснение, проекция, идентификация, отрицание, рационализация, реактивное образование, регрессия, замещение, изоляция, сублимация. Человек преимущественно применяет не один, а различные защитные механизмы.

Вытеснение.

Одним из главных и первичных механизмов является вытеснение, которое заключается в отбрасывании неприятных для нас событий, мыслей, переживаний. В результате человек перестает осознавать внутренние конфликты, а также не помнит травматических событий прошлого. Чаще вытесняется то, что он причинил другим или себе, то, что сделали другие, он может помнить хорошо. Вытесненные импульсы, однако, не теряют своей активности в бессознательной сфере и предстают в виде сновидений, шуток, оговорок и т.п.

По своей значимости следующим механизмом является проекция – приписывание собственных социально нежелательных чувств, желаний, стремлений другим. Вина за свои недостатки или неудачи возлагается на кого-то или на что-то. Проекция объясняет возникновение различных социальных стереотипов и установок.

Идентификация.

Идентификация — это приписывание себе черт других людей. В этом случае понятно, что приписываются только положительные качества.

В случае возражения человек отказывается признавать, что произошла неприятная или конфликтная ситуация. Часто возражение связано с «бегством» в фантазии. Например, студент, услышав, что он не сдал зачета, считает, что профессор ошибся и спутал его с кем-то другим. Этот механизм характерен для маленьких детей и людей старшего возраста со сниженным интеллектом.

Рационализация.

Рационализация — это логическое объяснение человеком таких поступков и желаний, которые осуждает общество. Этот механизм построен или на ошибочной аргументации, или на попытке обесценивания недоступного объекта. Например, если девушка не отвечает парню взаимностью, он начинает себя убеждать, что она совсем несимпатичная, к тому же не интересна в общении.

Реактивное образование.

Реактивное образование становится механизмом психической защиты, когда человек демонстрирует действия, противоположные его подлинным переживаниям. Сначала неприемлемый импульс подавляется, а дальше проявляется совершенно противоположный. Например, человек, который распространяет слухи, может всем говорить, как он не любит, когда кто-то их распространяет.

При регрессии человек возвращается к более ранним формам поведения. Взрослый начинает себя вести как молодой человек, молодой человек — как ребенок. Преимущественно человек возвращается к тому возрасту, когда она чувствовала себя безопаснее. Например, взрослый человек может нахмуриться и не разговаривать или отказаться есть.

Замещение является переносом действий с недоступного объекта на доступный. Например, студент, который поконфликтовал с преподавателем, переносит свое раздражение на однокурсников или родителей. Замещение часто выражается в повышенной раздражительности человека: незначительные провокации со стороны родителей вызывают вспышки гнева «потерпевшего». Иногда замещение направлено против самого себя, и человек чувствует себя подавленным, осуждает каждый свой поступок.

Изоляция — это блокирование неприятных воспоминаний, переживаний, их недопущение к полному осознанию. Например, студент запрещает сам себе думать о том, как на прошлой сессии «завалил» экзамен. Этот механизм может со временем вызвать раздвоение личности, наличие у человека двух «Я».

Сублимация.

При сублимации психотравмирующая ситуация меняется настолько, что ее можно выразить через социально принятые мысли и действия. Психическая энергия направляется в другое русло: искусство, науку, общественную деятельность и т.п. По мнению 3. Фрейда, сублимация является основным толчком для больших достижений в науке, технике, культуре. Например, человек, который переживает большое личное горе, начинает писать стихи или конструирует новый прибор. Этот механизм рассматривают как единую конструктивную стратегию поведения в ситуации психологического дискомфорта.

Каждый раз, когда начинают действовать защитные механизмы, индивидуум использует психическую энергию, в результате чего ограничивается гибкость и сила «Я» человека. Действие защитных механизмов является доказательством слабости личности, того, что он с чем-то не справился. Чрезмерное их использование нежелательно для человека.

admin

Все записи автора