Облагается ли пособия по беременности и родам страховыми взносами

Актуально на: 8 июля 2016 г.

За дни болезни работник при наличии правильно оформленного больничного листа получает пособие по временной нетрудоспособности (ст. 183 ТК РФ, ст. 5 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ ). А начисляются ли на больничные страховые взносы? По общему правилу все законодательно установленные государственные пособия взносами на обязательное социальное страхование не облагаются (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ , пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ ). Соответственно, и оплата больничного не подлежит обложению взносами в ПФР, ФФОМС и ФСС, в том числе «на травматизм». Причем не облагается вся сумма пособия, как выплаченная за счет средств работодателя (за первые 3 дня болезни работника), так и за счет ФСС (п. 1 ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ ).

Пособие по беременности и родам: что со взносами

Облагаются ли страховыми взносами больничные листы по беременности и родам (п. 46 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29.06.2011 N 624н)? Нет, не облагаются, по тем же основаниям, которые перечислены выше.

Страховые взносы с доплаты до среднего заработка

Некоторые работодатели оплачивают своим работникам больничные исходя из 100% среднего заработка. То есть кроме законодательно установленной суммы пособия (которая зачастую оказывается меньше 100% заработка) выплачивают за счет своих средств доплату до среднего заработка.

Такая доплата, естественно, уже не является государственным пособием. Поэтому с нее должны быть начислены взносы во внебюджетные фонды в общем порядке, как с суммы, выплаченной работнику в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ , п. 1 ст. 20.1 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ ).

Начисление взносов на суммы пособий, не зачтенных ФСС

Как известно, суммы пособий, которые работодатель выплатил своим работникам, он может зачесть в счет уплаты взносов в ФСС (ч. 2 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ). Но в определенных случаях проверяющие не принимают пособия к зачету. Так происходит, если пособие было выплачено (ч. 4 ст. 4.7 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ ):

  • с нарушением законодательства (к примеру, неправильно был рассчитан средний заработок работника),
  • без подтверждения необходимыми документами;
  • на основании неправильно оформленных документов.

Контролирующие органы указывают, что при таких обстоятельствах выплаченные в пользу работника суммы нельзя признать пособиями, а значит, с них должны быть начислены страховые взносы (Письмо Минтруда от 26.02.2016 N 17-3/В-76 , Минздравсоцразвития от 30.08.2011 N 3035-19 ). Конечно, не все работодатели согласны с такой позицией проверяющих, в связи с чем споры по данному вопросу уже рассматривались в судах. Однако к единому мнению судьи пока не пришли. Поэтому во избежание споров с контролерами с сумм незачтенных пособий страховые взносы безопаснее все же начислить.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами у плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Таким образом, кроме пособий по безработице, а также пособий и иных видов обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые работодателями, если они выплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления. Иначе говоря, если данные пособия назначены, рассчитаны и выплачены в порядке, размере и на условиях, установленных соответствующими законами (решениями), то они не облагаются страховыми взносами.

Прежде всего, отметим, что отношения в системе обязательного социального страхования Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Федеральный закон N 165-ФЗ). Данный Закон определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Видами социальных страховых рисков, согласно ст. 7 Федерального закона N 165-ФЗ, являются необходимость получения медицинской помощи, утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями признаются: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Законодательством Российской Федерации установлены виды пособий, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ, к которым относятся:

— пособие по временной нетрудоспособности;

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

— ежемесячное пособие на ребенка;

— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

— пособие при усыновлении ребенка;

— оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами;

— пособие на погребение.

Следует отметить, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (ст. 9 Федерального закона N 165-ФЗ).

Пособие по временной нетрудоспособности

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Отметим, что данный Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

Обратите внимание, что с 1 января 2010 г. размер пособия по временной нетрудоспособности не ограничен максимальным размером, на что указывают п. 16, пп. «ж» п. 23 ст. 34 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Вместе с тем с 1 января 2010 г. необходимо учитывать новый п. 3.1, введенный в ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, согласно которому средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС Российской Федерации, установленной ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Таким образом, исходя из указанного предела средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, не может превышать 1136,99 рубля (415 000 руб. / 365).

Пособие по беременности и родам, пособие при усыновлении ребенка

На основании ст. 255 Трудового кодекса РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Пособие по беременности и родам, согласно ст. 11 Федерального закона N 255-ФЗ, выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка.

Размер пособия по беременности и родам, также как и размер пособия по временной нетрудоспособности, не ограничен максимальной величиной (п. 18, пп. «ж» п. 23 ст. 34 Федерального закона N 213-ФЗ) и рассчитывается в том же порядке, что и пособие по временной нетрудоспособности.

Работникам, усыновившим ребенка (детей), назначается и выплачивается пособие при усыновлении ребенка в порядке и размере, установленных для выплаты пособия по беременности и родам, что установлено п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 719 «Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка».

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, указан в ст. 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Федеральный закон N 81-ФЗ) и в п. 35 Постановления от 30 декабря 2006 г. N 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Минимальный размер пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию и неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком, составляет с учетом индексации на 1 января 2009 г. — 1873,1 руб. (по уходу за первым ребенком) и 3746,2 руб. (по уходу за вторым и последующими детьми) (ст. 15 Федерального закона N 81-ФЗ).

Максимальный размер пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, определяется на основании п. 5.1 ст. 14 и ст. 11.2 Федерального закона N 255-ФЗ.

Согласно п. 5.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС на день наступления страхового случая, на 12. Максимальная база для начисления страховых взносов равна 415 000 руб. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, на что указывает ст. 11.2 Федерального закона N 255-ФЗ.

Таким образом, максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2010 г. составляет 13 833,33 руб. (415 000 руб. / 12 x 40%).

Отметим, что в случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица, определенного в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Согласно ст. 9 Федерального закона N 81-ФЗ женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности (до 12 недель), имеют право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам.

Выплачивается указанное пособие с учетом размера индексации, которая устанавливается Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона N 204-ФЗ размер индексации на 1 января 2009 г. равен 1,13.

Таким образом, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, с 1 января 2009 г. составляет 374,62 руб.

Единовременное пособие при рождении ребенка

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее (ст. 11 Федерального закона N 81-ФЗ). В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка данное единовременное пособие не выплачивается.

Базовый размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет 8000 руб. С учетом индексации с 1 января 2009 г. размер единовременного пособия при рождении ребенка составлял 9989,86 рубля, а с 1 января 2010 г. — 10 988,85 руб.

Ежемесячное пособие на ребенка

В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 81-ФЗ размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

При передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства) передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными) и тому подобное, на основании ст. 12.1 Федерального закона N 81-ФЗ выплачивается единовременное пособие.

Размер пособия с 1 января 2009 г. составлял с учетом коэффициента индексации — 9989,86 руб., а с 1 января 2010 г. — 10 988,85.

Оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами

Для ухода за детьми-инвалидами одному из родителей (опекуну, попечителю) по письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению (ст. 262 ТК РФ). Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Пособие на погребение

На основании ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение. Указанное пособие выплачивается в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4000 руб., с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

Бесплатный телефон Юриста24 ч. Москва +7 (499) 703-51-48 СПБ +7 (812) 309-42-67

Минфин России разъяснил, что сумма ошибочно произведенной излишней оплаты периода временной нетрудоспособности по беременности и родам сверх размера пособия, исчисленного в соответствии с законодательством РФ об обязательном социальном страховании, не удержанная с работника, подлежит обложению страховыми взносами как выплата, производимая в рамках трудовых отношений работника и работодателя (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 октября 2017 г. № 03-15-06/68336).

Напомним, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

При этом база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физлица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ (п. 1 ст. 421 НК РФ).

Так, не подлежат обложению страховыми взносами для организаций государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (подп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ).

В свою очередь пособие по беременности и родам является обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством. Оно выплачивается в определенном размере, установленном Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Минфин России разъяснил, что сумма ошибочно произведенной излишней оплаты периода временной нетрудоспособности по беременности и родам сверх размера пособия, исчисленного в соответствии с законодательством РФ об обязательном социальном страховании, не удержанная с работника, подлежит обложению страховыми взносами как выплата, производимая в рамках трудовых отношений работника и работодателя (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 октября 2017 г. № 03-15-06/68336).

Напомним, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

При этом база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физлица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ (п. 1 ст. 421 НК РФ).

Так, не подлежат обложению страховыми взносами для организаций государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (подп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Узнать, какие выплаты не облагаются страховыми взносами, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В свою очередь пособие по беременности и родам является обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством. Оно выплачивается в определенном размере, установленном Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В общем случае пособие по беременности и родам, выплачиваемое в соответствии с законодательством РФ, не облагается страховыми взносами на социальное страхование (пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ).

Согласно законодательству данное пособие должно выплачиваться в размере 100% среднего заработка. В то же время величина среднего дневного заработка для исчисления пособия ограничена. Причем для расчета пособия по беременности и родам применяется тот же максимальный размер среднедневного заработка, который установлен для исчисления пособия по временной нетрудоспособности. Его размер составляет :

– в 2015 г. – 1632,88 руб.;

– в 2014 г. – 1479,45 руб.

О том, как определяется предельный размер среднего дневного заработка для расчета пособий по социальному страхованию, вы можете узнать в разд. 11.1 “Как облагается взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний пособие по временной нетрудоспособности”.

Подробнее о порядке назначения, расчета и выплаты пособия по беременности и родам вы можете узнать в разд. 14.6 “Порядок назначения, расчета и выплаты пособия по беременности и родам в 2014, 2013, 2012, 2011 гг.”, разд. 14.9.3 “Порядок назначения, расчета и выплаты пособия по беременности и родам в 2010 г.” и разд. 14.10.3 “Порядок назначения, расчета и выплаты пособия по беременности и родам до 2010 г.” Практического пособия по НДФЛ.

Таким образом, выплату пособия сверх этих сумм работодатель производит за счет собственных средств. При этом надо решить, будет ли сумма превышения объектом для начисления страховых взносов. И если да, то с нее следует уплатить страховые взносы.

ОБЛАГАЕТСЯ ЛИ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ ДОПЛАТА К ПОСОБИЮ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ?

Напомним, что для выплаты пособия по беременности и родам установлены ограничения (ч. 1, 3.3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Так, средний дневной заработок для расчета пособия по беременности и родам не может превышать следующие величины:

– в 2015 г. – 1632,88 руб. (ч. 1, 3.1, 3.3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, ч. 4, 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101, от 10.12.2012 N 1276);

– в 2014 г. – 1479,45 руб. (ч. 1, 3.1, 3.3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, ч. 4, 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276, от 24.11.2011 N 974).

Вы можете выплатить работнице пособие и больше этой суммы, но уже не за счет ФСС РФ, а за счет собственных средств (ст. 3 Закона N 255-ФЗ).

Надо ли уплачивать взносы на социальное страхование с указанной суммы? Ответ на этот вопрос неоднозначный.

Объектом обложения взносами на страхование от производственного травматизма являются выплаты и иные вознаграждения в пользу застрахованных лиц, произведенные в рамках (п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ):

– гражданско-правовых договоров, если условия договора обязывают страхователя уплачивать страховые взносы.

При этом Закон N 125-ФЗ не уточняет, что именно следует понимать под выплатами в рамках трудовых отношений. На наш взгляд, это те выплаты физическим лицам, которые связаны с выполнением трудовой функции, носят стимулирующий характер и зависят от результатов труда.

Доплата к пособию по беременности и родам не отвечает данным признакам. Следовательно, она не является объектом для начисления страховых взносов.

Однако не исключено, что чиновники ФСС РФ будут придерживаться иной позиции: облагать взносами нужно все выплаты в пользу работников, кроме перечисленных в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ.

Напомним, что не включаются в базу для исчисления взносов пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ (пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ). При этом список выплат в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ исчерпывающий. Доплата к пособию по беременности и родам в нем не поименована.

Таким образом, в случае исключения указанных доплат из базы для расчета страховых взносов весьма вероятны претензии со стороны контролирующих органов.

КАК ОБЛАГАЕТСЯ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, выплачиваемое в соответствии с законодательством РФ, не облагается страховыми взносами на социальное страхование (пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, п. 5 ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

Это пособие выплачивается работнику в размере 40% его среднего заработка, но не менее минимального размера, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

Законодательством РФ установлен предельный размер среднего заработка, принимаемого в расчет пособия (ч. 3.2, 5.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Следовательно, по нашему мнению, посредством установления предельного размера среднего заработка для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком определен максимальный размер пособия.

Отметим, что для категорий лиц, указанных в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ, предусмотрена конкретная величина максимального пособия (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ).

Кроме того, величина пособия имеет минимальный размер (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ).

Если в районах и местностях применяются районные коэффициенты к зарплате, то установленные Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ максимальный и минимальный размеры пособия определяются с учетом этих коэффициентов (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ).

Минимальный и установленный для определенных категорий лиц максимальный размеры пособия по уходу за ребенком индексируются в размере и сроки, которые устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из прогнозного уровня инфляции (ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ).

Отметим, что до 1 января 2016 г. приостановлено действие ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ, определяющей порядок индексации в том числе пособия по уходу за ребенком. Следовательно, размер индексации на 2016 г. не сможет быть установлен на основании федерального закона о федеральном бюджете, принятого на этот период. В то же время в 2015 г. пособие выплачивается в размере, установленном с учетом индексации, которая была произведена в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ. Данные выводы следуют из анализа положений п. 6 ст. 1, ст. 3, ст. 6 Федерального закона от 06.04.2015 N 68-ФЗ.

О размерах пособия, которые действовали в соответствующем периоде, вы можете узнать в разделе “Индексация пособий гражданам, имеющим детей” Справочной информации.

Подробнее о минимальном и максимальном размерах пособия по уходу за ребенком вы можете узнать в разд. 14.7.2 “Правила расчета пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Среднемесячный заработок работника. Максимальный размер пособия”, разд. 14.7.3 “Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет, в том числе при выплате пособия другому родственнику” Практического пособия по НДФЛ.

Если, выплачивая ежемесячное пособие по уходу за ребенком, вы не выходите за указанные ограничения, то перечислять с суммы пособия страховые взносы в ФСС РФ не нужно. Однако если выплаченное пособие больше, чем положено по закону, то надо разобраться, будет ли сумма превышения объектом обложения страховыми взносами. И уже в зависимости от этого следует принимать решение, платить с нее страховые взносы или нет.

ОБЛАГАЕТСЯ ЛИ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ ДОПЛАТА К ПОСОБИЮ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ?

Для ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены как минимальный размер, так и максимальный (ст. 15 Закона N 81-ФЗ).

Подробнее о минимальном и максимальном пособиях по уходу за ребенком с 2011 г. вы можете узнать в разд. 14.7.2 “Правила расчета пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Среднемесячный заработок работника. Максимальный размер пособия”, разд. 14.7.3 “Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет, в том числе при выплате пособия другому родственнику”, в 2010 г. – в разд. 14.9.4.2 “Правила расчета пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Среднемесячный заработок работника. Максимальный размер пособия”, разд. 14.9.4.3 “Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет, в том числе при выплате пособия другому родственнику”, о минимальном и максимальном размерах пособия до 2010 г. – в разд. 14.10.4.3 “Максимальный и минимальный размеры пособия по уходу за ребенком до полутора лет, в том числе при выплате пособия другому родственнику до 2010 г.” Практического пособия по НДФЛ.

Выплатить пособие меньше предусмотренного минимума вы не можете, однако вы вправе за счет собственных средств выплачивать его сверх максимальной суммы. В связи с этим возникает такой вопрос: нужно ли начислять взносы в ФСС РФ на суммы такой доплаты?

На этот вопрос нет однозначного ответа.

Объектом обложения взносами на страхование от производственного травматизма являются выплаты и иные вознаграждения в пользу застрахованных лиц, произведенные в рамках (п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ):

– гражданско-правовых договоров, если условия договора обязывают страхователя уплачивать страховые взносы.

При этом Закон N 125-ФЗ не уточняет, что именно следует понимать под выплатами в рамках трудовых отношений. На наш взгляд, это те выплаты физическим лицам, которые связаны с выполнением трудовой функции, носят стимулирующий характер и зависят от результатов труда.

Доплата к пособию по уходу за ребенком не отвечает данным признакам. Следовательно, она не является объектом для начисления страховых взносов.

Однако не исключено, что чиновники ФСС РФ будут придерживаться иной позиции: облагать взносами нужно все выплаты в пользу работников, кроме перечисленных в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ.

Напомним, что не включаются в базу для исчисления взносов пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ (пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ). При этом список выплат, который содержится в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, исчерпывающий. Доплата к пособию по уходу за ребенком в нем не поименована.

Таким образом, в случае исключения указанных доплат из базы для расчета страховых взносов весьма вероятны претензии со стороны контролирующих органов.

Отметим, что до 2011 г. также имелась неопределенность в отношении начисления взносов на доплаты к пособиям по уходу за ребенком. Напомним, что ранее Закон N 125-ФЗ не содержал определения объекта обложения взносами на страхование от производственного травматизма. При этом действовал Перечень необлагаемых выплат.

В связи с этим органы ФСС РФ считали, что не облагаются страховыми взносами лишь суммы, которые были прямо указаны в Перечне необлагаемых выплат. Все прочие выплаты в пользу работника, включая доплаты к пособиям по уходу за ребенком, автоматически признавались объектом для начисления страховых взносов.

Аналогичной позиции придерживались и некоторые суды (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 30.04.2008 N КА-А40/2977-08, от 18.02.2008 N КА-А40/561-08).

Однако существовала и противоположная арбитражная практика. Так, отдельные суды указывали, что взносами на обязательное социальное страхование надо было облагать не все выплаты работникам, а лишь те, которые связаны с исполнением ими своих трудовых обязанностей (абз. 12, 13 ст. 3, п. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ, п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств). При этом они приходили к выводу, что доплата к пособию по уходу за ребенком к таким выплатам не относится, а потому и не облагается страховыми взносами. Например, на это указывал ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 16.06.2008 N А29-7456/2007.

Нет, НДФЛ удерживать не надо, СВ пособия не облагаются.

Добрый день! Нет, не облагается взносами и НДФЛ не удерживается.
Статья 9. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

(ст. 9, Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»)

Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

(ст. 217, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012))

Цитата (buhuh86): Добрый день! Нет, не облагается взносами и НДФЛ не удерживается.
Статья 9. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

(ст. 9, Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»)

Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

(ст. 217, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012))

Отправить на почту

Пособие по беременности и родам облагается НДФЛ или нет — такой вопрос возникает у бухгалтеров, когда наступает время выплачивать пособие беременной женщине. Давайте разберемся по порядку.

Социальные гарантии государства

Рождение детей всегда связано с немалыми материальными расходами и физическими затратами. Как бы ни был желанен ребенок, родителям не всегда удается всё спланировать заранее и достойным образом подготовиться к этому значимому событию. Очевидно, что дополнительная помощь никогда не будет лишней.

В РФ беременность и материнство находятся под особым вниманием со стороны государства. В рамках соцобеспечения предусмотрены такие матвыплаты:

  • пособие по беременности и родам (ПБР);
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Пособие по беременности и родам — как выдается больничный лист в 2018 году?

Правила начисления оплаты декретного отпуска в 2018 году не изменились по сравнению с прежними периодами. ПБР выплачивается женщине сразу за весь период отпуска по беременности и родам при наличии листа временной нетрудоспособности, выдаваемого будущей маме на 140 дней (при условии, что она ждет одного ребенка). В этом случае лист выдается за 70 календарных дней до родов. А если женщина ждет сразу нескольких малышей, то такой документ выдается за 84 календарных дня до родов, и в нем указывается 194 дня. В случае сложных родов при одноплодной беременности больничный может быть продлен еще на 16 дней.

Если возникает ситуация усыновления младенца в возрасте до трех месяцев, то ПБР выплачивается одному из супругов (по желанию) со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения усыновленного малыша, а в случае одновременного усыновления нескольких детей в расчете участвуют 110 календарных дней со дня их рождения.

Если так получилось, что отпуска по беременности и по уходу за ребенком до 1,5 лет приходятся на одно и то же время, то женщина не может позволить себе воспользоваться сразу двумя пособиями. Зато она имеет право выбрать наибольшее из них, соответственно оформив это заявлением в бухгалтерию.

Отметим, что ПБР выплачивается в размере 100% среднего заработка исходя из суммы всех выплат, на которые начисляются страховые взносы в ФСС, за последние 2 года, но с учетом нормативов максимального и минимального размеров пособия.

Так, в 2017 году максимальный размер ПБР, которое могла получить будущая мама при нормальных родах одного ребенка, составляло 266 191,80 руб., а в 2018 году эта сумма достигла значения 282 493,40 руб. Соответственно, если роды выходят сложными и количество дней увеличится до 156, то максимальное ПБР составит 296 613,72 руб. для 2017 года и 314 778,36 руб. для 2018 года.

Минимальный размер ПБР рассчитывается исходя из МРОТ, установленного государством на дату выдачи больничного. Если декретный отпуск начался после 01.01.2018, то минимальный размер ПБР при нормальных родах одного ребенка составит 43 675,80 руб., если же отпуск по беременности и родам составит 156 дней, то минимальная выплата будет равна 48 666,87 руб.

Источником финансирования ПБР, в отличие от пособия по временной нетрудоспособности, целиком и полностью (с первого дня до последнего) являются средства ФСС.

Кому производится оплата декретного отпуска?

Право на получение ПБР имеют застрахованные лица. Обязательному соцстрахованию подлежат граждане РФ, а также иные лица, работающие по трудовым договорам на территории РФ. Иностранцы, равно как и лица, не имеющие гражданства, временно находящиеся в РФ, могут получать ПБР в том случае, если работодателем за них были перечислены страховые взносы хотя бы за 6 месяцев до наступления отпуска по беременности и родам.

Лица, занимающиеся трудовой деятельностью частным образом и добровольно оформившие свои отношения с ФСС, могут приобрести право на получение ПБР только при условии, что они полностью заплатили страховые взносы.

Как удерживается НДФЛ с больничного листа по беременности?

Чтобы понять насколько верно утверждение, что пособия по беременности и родам облагаются НДФЛ, обратимся к НК РФ. Ст. 217 посвящена перечислению доходов, которые не облагаются НДФЛ. В п. 1 говорится, что ПБР не подлежит налогообложению. Таким образом, при выплате ПБР НДФЛ удерживать не нужно.

Возможна такая ситуация, когда работодатель сочтет необходимым доплачивать своим работницам ПБР сверх установленных норм до достижения фактического среднего заработка. В этом случае необходимо будет с больничного по беременности и родам НДФЛ удерживать со сверхнормативной части выплаты, поскольку данный вид пособия является нормируемым.

С другой стороны, можно оформить такую доплату в виде матпомощи. Согласно п. 8 ст. 217 НК РФ матпомощь при рождении родителю или усыновителю в пределах 50 000 руб. на одного ребенка НДФЛ не облагается.

НДФЛ с пособия по беременности и родам не удерживается, если только данное пособие рассчитано по общему правилу. Если же работодатель доплачивает своим сотрудницам суммы сверх ПБР, то такие выплаты облагаются подоходным налогом.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

В общем случае пособие по беременности и родам, выплачиваемое в соответствии с законодательством РФ, не облагается страховыми взносами на социальное страхование (пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ).

До 1 января 2011 г. необходимо было руководствоваться п. 2 Перечня необлагаемых выплат, в соответствии с которым взносами на страхование от производственного травматизма не облагались государственные пособия, в том числе пособия по беременности и родам.

Согласно законодательству данное пособие должно выплачиваться в размере 100% среднего заработка. В то же время величина среднего дневного заработка для исчисления пособия ограничена и в 2011 г. составляет 1136 руб. 99 коп. (ч. 1, 3, 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, ст. 2 Закона N 343-ФЗ, ч. 4, 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Порядок исчисления пособия по беременности и родам с 1 января 2011 г. изменен.

В частности, для расчета пособия в настоящее время нужно учитывать средний заработок работника за два года, предшествовавшие моменту наступления отпуска (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). При этом средний заработок за один год не может превышать предельную величину базы для исчисления взносов, установленную на этот год (ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Отметим, что ранее пособие исчислялось исходя из среднедневного заработка, который рассчитывался путем деления предельной величины базы для начисления взносов на 365 (ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

При этом необходимо учитывать, что в 2011 и 2012 гг. пособие по беременности и родам может быть назначено, исчислено и выплачено по правилам, действовавшим до 2011 г. Это применимо в случае, если отпуск по беременности и родам наступил в 2011 г. или 2012 г. и сотрудница представила заявление с просьбой рассчитать пособие по ранее действовавшим правилам (ч. 2 ст. 3 Закона N 343-ФЗ).

Таким образом, выплату пособия сверх этих сумм работодатель производит за счет собственных средств. При этом надо решить, будет ли сумма превышения объектом для начисления страховых взносов. И если да, то с нее следует уплатить страховые взносы.

В период с 23 сентября по 27 ноября 2007 г. включительно максимальный размер пособия по беременности и родам не был установлен. Дело в том, что одни нормы, регулирующие этот вопрос, утратили силу с 23 сентября 2007 г., а другие нормы вступили в силу только 28 ноября 2007 г. (п. п. 1, 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 N 4-П, пп. «б» п. 7 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2007 N 266-ФЗ).

Именно поэтому в данный период работодатели могли выплачивать пособия в пределах 100% среднего заработка без ограничений.

Однако ФСС РФ считал иначе. В своих разъяснениях он указывал, что в спорный период следовало применять старые нормы, установившие максимальное пособие в размере 16 125 руб. (Письмо ФСС РФ от 07.08.2007 N 02-13/07-7134).

В то же время действие новых норм, установивших максимальное пособие в размере 23 400 руб., распространено на правоотношения, которые возникли с 1 сентября 2007 г. (п. 2 ст. 2 Закона N 266-ФЗ).

Это значит, что теперь всем страхователям — и тем, кто выплачивал пособия руководствуясь разъяснениями ФСС РФ, и тем, кто выплачивал пособия в размере 100% среднего заработка, — придется их пересчитать.

Подробнее о порядке назначения, расчета и выплаты пособия по беременности и родам вы можете узнать в разд. 14.6 «Порядок назначения, расчета и выплаты пособия по беременности и родам с 2011 г.» и разд. 14.9.3 «Порядок назначения, расчета и выплаты пособия по беременности и родам в 2010 г.» Практического пособия по НДФЛ.

admin

Все записи автора