Ответы общая психология вопросы к экзамену

Доступные файлы (1):

    Смотрите также:
  • Билеты к государственному экзамену по психологии управления[ документ ]
  • Билеты к ГОС экзамену по методике преподавания психологии[ документ ]
  • Билеты к экзамену по матану.Попёнов. Часть 2[ документ ]
  • Билеты к экзамену по матану. Часть 1[ документ ]
  • Ответы на экзамен методологические основы психологии[ шпаргалка ]
  • Шпоры по организационной психологии[ документ ]
  • Билеты к госэкзамену по психологии[ документ ]
  • Билеты по психологическому консультированию[ вопрос ]
  • Ответы к экзамену по методологии психологии[ шпаргалка ]
  • Билеты к экзамену по педагогике[ документ ]
  • Билеты и ответы по экзамену БЖД DOCX[ документ ]
  • Билеты по информатике[ документ ]

на экзаменационные вопросы

1. Предмет и задачи современной общей психологии. 3

2. Место психологии в системе наук о человеке. 3

3. Основные категории психологии, их характеристика. 4

4. Методы исследования в психологии. 5

5. История развития психологии как науки. 6

6. Развитие психики и сознания. 7

7. Сознание и самосознание. 8

8. Сознательное и бессознательное в структуре личности. 8

9. Характеристика волевой сферы личности, волевые качества. 9

10. Структура волевого акта. 11

11. Понятие личности в психологии. Индивид, субъект, личность, индивидуальность. 12

12. Структура личности с точки зрения различных теорий личности. 13

13. Направленность личности. Формы направленности. 14

14. Активность личности. 15

15. Понятие деятельности. Структура деятельности. 16

16. Основные виды деятельности, их характеристика. 17

17. Основные способы выполнения действий: умения, навыки и привычки. 17

18. Внимание и его физиологическая основа. 18

19. Виды внимания. 19

20. Основные свойства внимания. 20

21. Понятие об общении. Структура общения. 21

22. Роль общения в жизни человека. 21

23. Понятие об ощущениях, виды ощущений. 22

24. Основные свойства ощущений. 23

25. Общая характеристика и физиологические основы восприятия. 23

26. Основные виды восприятия. 24

27. Свойства восприятия, их характеристика. 25

28. Память и ее физиологические основы. 26

29. Основные виды памяти. 26

30. Характеристика основных процессов памяти. 27

31. Запоминание, условия успешного запоминания. 29

32. Мышление и физиологические основы мышления. Виды мышления. 30

33. Основные мыслительные операции. 31

34. Основные формы мышления и их характеристика. 31

35. Понятие о воображении и его физиологические основы. 32

36. Виды и типы воображения. 33

37. Основные приемы воображения. 34

38. Речь. Функции и виды речи. 35

39. Связь мышления и речи. 35

40. Общие понятия об эмоциях в психологии. Виды эмоциональных состояний. 36

41. Чувства, их виды. 37

42. Понятие о темпераменте, физиологические основы темперамента. 37

43. Типы темперамента, их психологическая характеристика. 38

44. Понятие о характере, физиологические основы характера. 39

45. Черты характера, их характеристика. 40

46.Понятие о способностях. Задатки и способности. 41

47. Структура способностей. Общие и специальные способности. 42

48. Мотивы и мотивация. 43

49. Понятие самоактуализации в психологии. 44

50. «Я – концепция», ее структура. 44

1. Предмет и задачи современной общей психологии.

Если сформулировать обобщенно предмет психологии, то можно сказать, что ПСИХОЛОГИЯ — это наука, которая изучает факты, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления психических явлений. Таким образом, психология изучает психику или психические явления.

^ Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики человека в конкретный момент времени.

Психические образования – психические явления, возникающие в ходе жизненного опыта человека и выражающиеся в уровне знаний, умений, навыков, в совокупности привычек.

^ Психические свойства – устойчивые особенности личности, обеспечивающие типичное поведение, проявляющееся в деятельности и общении с другими людьми.

Психические процессы – динамические психические явления, обуславливающие отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира.

^ Психические познавательные процессы — совокупность явлений, которые позволяют человеку изучать окружающий мир, других людей, самого себя.

Можно говорить о специфических задачах психологии в конкретных сферах (семье, профессиональной деятельности, политике, образовании и т.д.). Также необходимо отметить, что задачи психологии определяются теми общими проблемами, которые разрешает общество в конкретном государстве в тот или иной исторический период.

Коротко задачи психологии можно сформулировать так:

  • Научиться понимать сущность психологических явлений и их взаимосвязь;
  • Научиться управлять ими;
  • Использовать полученные знания на практике;
  • Быть теоретической основой практики психологической службы.

2. Место психологии в системе наук о человеке.

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчетливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

3. Основные категории психологии, их характеристика.

Категория – наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения предметов и явлений объективной действительности.

^ Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма психического явления. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели.

^ Категория мотива . Мотив – это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.

^ Категория личность . Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Это связано с тем, что понятие «личность» является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты.

Личность в широком смысле – это конкретный человек, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. В узком смысле – это качество индивида, которое формируется благодаря жизни человека в обществе, в процессе его социального развития.

Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.

^ Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели.

Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности.

Структура Действия включает 3 основных компонента: а) принятие решения; б) реализация; в) контроль и коррекцию.

Психологические категории делят на 2 группы:

• Базисные (образ, мотив, действие, отношение, переживание, индивид)

• Метапсихологические. (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, «Я»)

Психологические категории не существуют отдельно, независимо друг от друга, между ними существует связь и соотношение.

Ответы на вопросы к экзамену 2010.

Оглавление

01 История психологии как научная дисциплина: предмет, задачи, методы. Значение истории психологии для психологии как науки. 2

02 Качественное отличие предмета истории психологии от предмета психологической науки.(см вопр 1) 4

03 История психологии как форма внутринаучной рефлексии, виды и уровни историко психологической рефлексии. 4

04 Предрефлексивный уровень отношения к истории психологии и его основные ограничения. 6

05 «История вопроса» как констатирующая историческая рефлексия, ее значение и границы, исторические примеры. 6

06 «Творческий диалог с прошлым» как реконструкция логики развития науки, возможности и границы, основные. 8

07 Профессиональная рефлексия историка психологии, ее возможности, основные примеры. (см 03) 13

08 Принцип историзма в истории психологии, его преимущества в сравнении с презентизмом и антикваризмом, примеры. 13

09 Три фактора (аспекта) исторического развития психологии (М.Г. Ярошевский), основные примеры. 14

10 Логика развития науки в истории психологического познания. 15

11 Социальные и социокультурные факторы развития психологии. 15

12 Индивидуально-личностные факторы в развитии науки, роль научных школ в истории психологии, примеры. 15

13 Связь истории и методологии психологии. 15

14 Периодизация истории психологии и ее различные основания. Основные этапы развития предмета психологического познания. 15

15 Развитие психологии в недрах философии: принципы реконструкции психологических знаний в философских системах прошлого (см 14). 16

16 Общее представление о душе в античной психологии. Основные концепции души в античности. 16

17 Развитие психологии в философии Нового времени: рационализм и эмпиризм. 18

18 Становление и основные черты психологии как науки о сознании. 20

19 Р.Декарт как основоположник рационализма Нового времени: особенности трактовки сознания и психофизической проблемы (см 17). 21

20 Психологическая концепция Б.Спинозы и ее историческое значение. 21

21 Дж.Локк как основатель эмпирической психологии. 23

22 Исторический смысл полемики Г.В.Лейбница с Дж.Локком. 24

23 Зарождение и развитие классического ассоцианизма. 25

24 Первые программы психологии как самостоятельной науки (В. Вундт, Ф. Брентано, И.М. Сеченов, У. Джемс). 26

25 Роль В.Вундта как ученого и организатора психологической науки (см 24). 29

26 Открытый кризис в психологии начала XX века и его анализ Л.С. Выготским. 29

27 Возникновение и основные принципы бихевиоризма. 32

28 Развитие принципа целостности в гештальтпсихологии. 33

29 Разработка теории бессознательного в психоанализе. 35

30 Основные этапы развития и теоретические направления российской психологии ХХ в. 37

01 История психологии как научная дисциплина: предмет, задачи, методы. Значение истории психологии для психологии как науки.

Предмет психологии изменялся: сначала это была душа, далее предметом было сознание, потом поведение.

Психологическое знание развивалось в 2 этапа:

    1. Развитие в рамках философии (6-7 в. н.э. до 70 гг. 15 века)
    2. Становление психологии как самостоятельной науки в 1879 году, когда Вунд открыл первую экспериментальную лабораторию в Лейпциге.

Несколько подходов в рамках изучения психологии:

    1. Персонифицированный — представители подхода преувеличивали вклад некой персоны в науку психологию.
    2. Концепция контекста — все научные открытия появлялись в следствие исторического, политического, экономического развития.
    3. Антикваризм — исследуется 1 конкретный промежуток времени, и все что произошло из ряда открытий в психологии в это время.
    4. Презентисты — ученые, которые считают важным только то психологическое знание, которое соответствует современности. (например гештальт-терапия).

Методы истории психологии

  1. Основной — метод психолого-исторической реконструкции. Ретроспективное воспроизведение научный представлений прошлого.
  2. Все архивные методы.
  3. Метод интервью — по заранее составленным вопросам выясняют, как рождается теория.
  4. Автобиографический и биографический методы
  5. Анализ научных ссылок, частота цитирования того или иного автора.

^ Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Каждый знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно или трусливо и т. п. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта.

Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков и т. д. В этом случае под психологом разумеют знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии, обучался ли специальному анализу причин поведения или душевной смуты), т. е. здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике.

Однако житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря ему люди овладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики, открыли законы физики и химии. И не случайно научная психология стоит в одном ряду с этими дисциплинами. Более того, ее предмет неизмеримо сложнее, ибо сложнее человеческой психики нет ничего в известной нам Вселенной.

Каждая новая крупица научного знания о психике Добывалась усилиями многих поколений исследователей природы и психической организации человека, динамики его внутренней жизни. За теориями и фактами науки скрыта напряженная коллективная работа людей. Развитие принципов этой работы, переходы от одних ее форм к другим изучает история психологии.

предметом психологии является — психика живых существ во всем великом многообразии ее внешних и внутренних проявлений; корреляции между этими проявлениями и процессами в центральной нервной системе; обусловленность психики социальными отношениями субъекта, роль его личностных качеств — все эти и другие психические феномены подчинены определенным закономерностям, открыть которые призвана научная психология. Таков ее предмет, отграничивающий ее от физиологии, социологии и других дисциплин.

^ У истории же психологии свой предмет. Эта наука изучает в исторической перспективе исследовательскую деятельность тех, кто добывает научное знание о психике.

Листая летопись истории науки, мы видим проходящие через нее прочные, постоянные (говоря научным языком — инвариантные) стержни, на которых держатся различные теоретические конструкции. Среди этих стержней особое значение имеет принцип детерминизма, или причинности.

Термин детерминизм происходит от латинского слова «детермино» («определяю») и означает, что объяснить явление — значит открыть факторы, которые его порождают и определяют, т. е. его причины (или детерминанты). Научное знание — это прежде всего знание причин. Благодаря ему наука, как говорил И. П. Павлов, отличается «предсказанием и властностью».

Демокрит—впервые в истории высказал идею о том, что вся природа состоит из мельчайших неделимых частиц — атомов, движение которых служит причиной всего сущего. ЕЩе до Демокрита другой древнегреческий мудрец, Фалес, смог, изучая движение небесных светил, предсказать солнечное затмение.

Идея детерминизма сильна тем, что предполагает определенную закономерность хода событий. Они возникают и сменяют друг друга не хаотически и произвольно, но только под действием факторов, которые доступны разумному объяснению и опытной проверке.

Душа человека теперь мыслилась не только как продукт природных сил или стихий. Напротив, допускалось, что она сама, будучи неотделимой от организма субстанцией (именно такой представлял ее Аристотель), влияет на человека, побуждая его действовать так или иначе, совершать нравственные или безнравственные поступки.

Крутой поворот в трактовке детерминизма связан с появлением в середине прошлого столетия учения Дарвина, который ввел принципиально новый тип причинного объяснения, доказав, что нельзя понять поведение организма вне его наследственности, изменчивости и естественного отбора, вне приспособления к среде, в которой он должен выжить. Это создало еще одну форму объяснения психики с позиций детерминизма.

^ Задачи истории психологии как особой отрасли знаний. Имеется определенная последовательность в смене типичных «формаций» научного мышления (его стилей и структур): каждая «формация» определяет типичную для данной эпохи картину психической жизни. Закономерности. этой смены (преобразования одних категорий и понятий в другие) изучаются историей психологии и только ею одной.

  • Первая задача – изучить закономерности развития знаний о психике.
  • Вторая задача — раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения.
  • Третья задача — выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т. е. от запросов общества
  • ^ Четвертая задача – изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Незнание истории ведет к «патологии в науке», к тому, что люди начинают «изобретать велосипед», открывать давно открытое.

Вопросы к зачету по Общей психологии . Заочное отделение (3 сем)

  1. Психология как наука.
  2. Развитие представлений о природе психических явлений.
  3. Предмет психологии как науки: душа, сознание, поведение.
  4. Междисциплинарные связи в системе наук и отрасли психологии.
  5. Структура современной психологии как отрасли научного знания.
  6. Принципы отечественной психологии.
  7. Мозг и психика – соотношение понятий.
  8. Концепции филогенеза психики в психологии
  9. Концепции онтогенеза психики в психологии
  10. Особенности инстинктивного поведения животных.
  11. Особенности интеллектуального поведения животных.
  12. Сравнение психики человека и животных.
  13. Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы в психологии
  14. Современные представления о возникновении сознания в процессе эволюции
  15. Теория поэтапного формирования умственных действий
  16. Физиология движений и физиология активности
  17. Методы современной психологии.
  18. Эксперимент – как метод общей психологии. Виды экспериментов.
  19. Наблюдение – как метод общей психологии. Виды наблюдений.
  20. Беседа – как метод психологии.
  21. Тестирование – как метод общей психологии. Требования к тестам.
  22. Виды тестов: проективные, стандартизированные, смешанные.
  23. Профессиональные качества психолога.
  24. Этические проблемы профессиональной деятельности психолога

Вопросы к экзамену по Общей психологии. Заочное отделение (4 сем) — синим цветом обозначены активные ссылки на обучающее видео на YouTube

  1. Понятие об ощущениях.
  2. Виды ощущений и их психологические особенности.
  3. Общие закономерности ощущений.
  4. Пороги ощущений.
  5. Понятие о восприятии.
  6. Виды восприятия и их психологические особенности.
  7. Иллюзии и особенности их проявления.
  8. Восприятие пространства, движения и времени.
  9. Закономерности восприятия.
  10. Мышление и его функции.
  11. Виды мышления и их психологическая характеристика.
  12. Психологические теории мышления.
  13. Формирование и развитие мышления.
  14. Психологические особенности творческого мышления.
  15. Память и ее функции.
  16. Виды памяти и их психологическая характеристика.
  17. Индивидуальные различия памяти у людей.
  18. Психологические теории памяти.
  19. Формирование и развитие памяти.
  20. Воображение и его функции.
  21. Виды воображения и их психологическая характеристика.
  22. Формирование и развитие воображения.
  23. Психологические особенности творческого воображения.
  24. Функции воображения.
  25. Воображение и творчество.
  26. Воображение и органические процессы. Самовнушение.
  27. Речь и ее функции.
  28. Виды речи и их психологическая характеристика.
  29. Формирование и развитие речи.
  30. Речь как инструмент мышления.
  31. Речь как средство общения.
  32. Внимание и его функции.
  33. Виды внимания и их психологическая характеристика.
  34. Психологические теории внимания.
  35. Закономерности внимания.
  36. Методы активизации внимания.

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Список вопросов:

  1. Виды наблюдения в психологии.
  2. Виды внимания и закономерности их развития в онтогенезе.
  3. Виды воображения воссоздающее и творческое активное и пассивное.
  4. Виды восприятия. Восприятие пространства, движения, времени. Развитие восприятия в онтогенезе.
  5. Виды и типы памяти. Индивидуальные способности памяти человека.
  6. Виды речи. Особенности внешней, внутренней и эгоцентрической речи.
  7. Воображение и творчество.
  8. Восприятие как способ познания действительности. Различные подходы к пониманию закономерностей восприятия в психологии.
  9. Деятельность анализатора как физиологическая основа ощущений.
  10. Закономерности развития воображения у детей.
  11. Закономерности развития памяти в онтогенезе. Способы совершенствования процессов памяти.
  12. Индивидуально-изменчивое поведение. Навык и интеллект.
  13. Классификации методов психологического исследования.
  14. Классификация видов мышления. Виды мышления по генетическому основанию. Теоретическое и практическое мышление.
  15. Классификация ощущений. Специфика ощущений различной модальности.
  16. Логические формы мышления – понятия, суждения, умозаключения.
  17. Место психологии в системе наук. Значение психологии для педагогики, медицины, других областей человеческой деятельности.
  18. Метод интроспекции, его сущность и варианты.
  19. Мышление как процесс решения задач.
  20. Общая характеристика внимания. Вклад различных психологических теорий и современное понимание внимания.
  21. Общая характеристика воображения. Значение воображения в жизни человека.
  22. Общая характеристика памяти. Основные психологические теории и методы исследования памяти.
  23. Общая характеристика речи. Основные функции речи.
  24. Общее представление о психике, ее структуре и функциях.
  25. Общее представление об инстинкте.
  26. Операции мышления.
  27. Основные идеи гуманистического подхода в психологии.
  28. Основные стадии развития психики животных.
  29. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.
  30. Основные свойства восприятия. Проявления свойств восприятия в иллюзиях различных видов.
  31. Основы деятельностного подхода в психологии.
  32. Особенности творческого мышления.
  33. Понятие «бессознательного» в психоанализе.
  34. Понятие «гештальт» в психологии и значение целостного подхода к изучению психических явлений.
  35. Понятие ассоциации в психологии.
  36. Понятие мышления, отличие мышления от предшествующих форм познания действительности. Роль мышления в жизни и деятельности человека.
  37. Понятия о методологии и методе научного исследования.
  38. Построение перцептивного образа. Роль движений и деятельности в формировании образов восприятия.
  39. Представления о душе в античной философии. Предпосылки образования психологии как науки.
  40. Проблема объективности в психологии. Объективный подход к изучению поведения в бихевиоризме.
  41. Проблемы развития мышления в онтогенезе. Соотношение мышления и речи.
  42. Процессы памяти. Сравнительные характеристики произвольного и непроизвольного запоминания.
  43. Психоанализ, его значение для фундаментальной и практической психологии.
  44. Психодиагностические методы, метод тестов.
  45. Психологический эксперимент, его виды и особенности.
  46. Психология и практика. Особенности практической психологии.
  47. Различие понятий метода и методики в психологии.
  48. Свойства внимания, методы их исследования и развития.
  49. Свойства ощущений: чувствительность, адаптация, взаимодействие, сенсибилизация, синестезия. Сенсорная организация человека.
  50. Специфика методов опроса, интервью, беседы в психологии.
  51. Специфика психического отражения.
  52. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.
  53. Этапы психологического исследования.

Ответы можно скачать одним архивом тут!
Форматы: txt, doc, а также папка с разбитыми на каждый вопрос файлами ответов в формате txt для удобства и программы Foliant.

Артикул: 1345

1. Принцип единства сознания и деятельности как конкретизация принципа детерминизма.
2. Реализация системного подхода в психологических учениях (приведите примеры).
3. Соотношение личностного и деятельностного подходов в психологии.
4. Высшие психические функции человека, их строение, свойства, развитие.
5. Язык и формирование высших психических функций.
6. Развитие психики человека в онтогенезе.
7. Развитие психики в филогенезе.
8. Стадии развития мотивационной сферы личности в онтогенезе.
9. Эмоционально-волевая сфера личности.
10. Связь внимания с сознанием и деятельностью.
11.Роль и место воображения в структуре познавательной деятельности человека.
12.Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе.
13.История и современное состояние психологии мотивационных процессов.
14.Мотивация трудовой деятельности.
15.Индивидуально-психологические особенности личности. Характер и темперамент.
16. Движущие силы развития личности.
17.Восприятие как система перцептивных действий. Развитие восприятия в онтогенезе.
18. Речь и её развитие в онтогенезе.
19.Эмоциональные состояния: тревожность, фрустрация, стресс, аффект.
20.Эмоциональные процессы, их функции, компоненты и закономерности протекания.
21. Виды памяти. Развитие памяти в онтогенезе.
22. Характеристика способностей. Общие и специальные способности.
23. Понятие деятельности. Структура и характеристика деятельности.
24. «Я-концепция», её структура и становление в онтогенезе.
25. Структура личности в различных психологических теориях.
26. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии.
27. Психические состояния. Классификация состояний. Функции психических состояний.
28. Виды мышления. Интуиция. Креативность.
29. Черты личности. Факторный подход к изучению личности.
30. Межличностный конфликт, его структура, динамика и функции. Стратегии разрешения конфликтов.
31. Социальные группы и их основные виды.
32.Малая группа, её структура и внутригрупповые процессы.
33. Межгрупповые отношения.
34. Характеристика процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения
35. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей.
36. Проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы.
37. Основные принципы психодиагностики.
38. Психодиагностическое изучение личности.
39. Диагностические задачи и профессионально-этические нормы в диагностике.
40. Научная система методов и приёмов постановки психологического диагноза.
41.Психометрия и её основные параметры: тестовые нормы и проверка их репрезентативности, границы применения норм, надёжность, валидность, достоверность.
42. Методология экспериментального психологического исследования.
43. Планирование эксперимента и контроль переменных.
44.Эксперимент и его разновидность.
45. Виды надёжности и валидности психологических процедур, внутренняя и внешняя валидности.
46. Профориентация как комплексная социально-психологическая проблема
47.Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров в организации.
48. Закономерности развития профессиональной работоспособности и функциональных состояний человека в процессе трудовой деятельности.
49.Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности.
50.Развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философских учений о сознании.
51. Основные теоретические направления зарубежной психологии периода открытого кризиса.
52.Основные этапы развития отечественной психологии в XX веке.
53.Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.
54.Специфика и условия развития психики детей в дошкольном и школьном возрасте.
55.Характеристика психологических особенностей развития подростков и юношей.
56.Психические свойства и особенности развития человека в зрелом возрасте.
57.Взаимосвязь обучения и развития психики.
58.Психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий образования.
59.Сравнение психики животных и человека.
60.Особенности психической активности животных и онтогенез их психики. Проблема интеллекта у животных.

Правила покупки готовой работы

Для того, чтобы купить готовую работу нажмите кнопку «Добавить в корзину». После этого, нужно нажать кнопку «Оформить заказ», указать Ваш номер телефона и адрес электронной почты, выбрать метод оплаты. После этого вам необходимо оплатить стоимость готовой работы любым удобным для вас способом.

Моментальная отправка работы — в течении 10 минут после зачисления платежа.

Ответы на вопросы к экзамену по курсу «Общая психология»

1. Психология как наука, ее задачи и значение

2. Структура современной психологии, краткая характеристика ее важнейших отраслей.

3. Методы общей психологии

4. Уровни и стадии развития психики

5. Формы поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение.

6. Взгляды материалистов и идеалистов на природу психики. Сравнение психики человека и психики животного

7. Понятие о деятельности

8. Структура деятельности

9. Виды деятельности

10. Понятие о речи и языке. Функции речи

11. Виды речевой деятельности. Физиологическая основа речи

12. Понятие о внимании, его физиологическая основа

13. Виды и свойства внимания

14. Понятие о восприятии как системе перцептивных действий. Физиологическая основа восприятия

15. Виды восприятия. Основные свойства восприятия

16. Понятие об ощущениях. Физиологическая основа ощущений

17. Характеристика разных видов ощущений

18. Основные свойства ощущений.

19. Возникновение и развитие сознания. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

20. Понятие о памяти. Представления памяти. Физиологическая основа памяти

21. Процессы памяти

22. Виды памяти. Индивидуальные особенности памяти

23. Понятие о мышлении, его физиологическая основа

24. Мыслительные операции

25. Виды мышления, индивидуальные особенности мышления

26. Формы мышления : понятия, суждения, умозаключения

27. Понятие об эмоциях и чувствах, их физиологическая основа

28. Особенности эмоций и чувств. Формы протекания чувств

29. Высшие чувства

30. Понятие о воле, Физиологическая основа воли

31. Волевые качества личности

32. Понятие о воображении

33. Виды воображения

34. Общая характеристика темперамента

35. Типы высшей нервной деятельности и темпераменты человека

36. Психологическая характеристика холерического и флегматического характеров.

37. Психологическая характеристика сангвинического и меланхолического характера

38. Понятие о способностях.

39. Способности деятельность

40. Способности задатки. Виды способностей. Уровни развития способностей

41. Понятие о характере, его физиологическая основа

Некоторые тезисы из работы по теме Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине Общая психология»

1. Чем отличается понятие «душа» в античной философии от мифологического обобщения под таким же названием?

Почему понятие «душа» в античной философии следует считать собственно научным обобщением? Ведь как будто бы аналогичные обобщения существовали в архаических мифах древних народов. Как известно из исследований психологии мышления, результаты мыслительных процессов приводят к обобщениям. Однако эти обобщения могут строиться на разных основаниях. В мифологии за словом «душа» также скрывалось некоторое обобщение, но оно имело другое происхождение и характер, чем обобщение, содержащееся в научном понятии души. В чем же различие этих обобщений друг от друга?
Во-первых, по происхождению мифологические обобщения, свойственные представителям того или иного племени, народности и т.п., являлись отражением или, лучше сказать, выражением особенностей образа жизни этого племени или народности.
Во-вторых, рассматриваемые виды обобщений различаются по характеру доказательства их справедливости (истинности). В мифологии основанием принятия понятия «душа» является вера (не требующая никакого рационального обоснования), в то время как понимание и усвоение понятий и принципов научного познания требуют рациональных доказательств их истинности. В мифологии не требуется ничего доказывать, достаточно того, что миф просто существует. Миф ничего не объясняет, а приобщение к мифологическому мировоззрению происходит в священных ритуалах. Напротив, научные понятия требуют доказательного подтверждения.
.
2. В чем различия позиций Демокрита и Платона в понимании сущности души и закономерностей душевной жизни? Приведите несколько оснований для их возможного сравнения.

Демокрит (ок. 460 — ок. 370/360 до н.э.) как представитель материалистического направления в философии стремился «вписать» душу в материальный мир, который он понимал как вечный и несотворенный, состоящий из множества движущихся в пустоте атомов. Для него душа — это «вещь среди вещей», она тоже состоит из наиболее легких и подвижных атомов — атомов огня. В силу того что душа как телесное образование подчиняется тем же закономерностям, что и любое тело (при долгом его использовании или каком-либо повреждении тело может разрушиться, «рассыпаться»), душа не бессмертна — она после смерти тела также рассыпается. Поэтому Демокрит считал, что душа не противостоит миру как особая, подчиняющаяся каким-то сверхъестественным законам реальность.
.

Тип: Шпаргалка
Раздел: Психология
Страниц: 15
Год: 2013

Психология как наука. Специфика психологического знания.

2. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.

3. Основные направления развития современной психологической науки и практики.

4. Методы психологии, их классификация и сравнительная характеристика.

5. Теоретическое и эмпирические знание в психологии. Методология экспериментального психологического исследования.

6. Взаимосвязь психологической теории и практики.

7. Основные этические вопросы психологической науки и практики.

8. Специфика психического отражения. Критерии психического.

9. Представления о возникновении и эволюции психики. Гипотеза А.Н.Леонтьева о происхождении психики.

10. Категория деятельности в отечественной психологии. Принцип единства сознания и деятельности.

II. Общее представление об инстинкте. Исследования инстинктивного поведения

12. Общее представление о научении. Навык и интеллект. Исследования интеллектуального поведения животных.

13. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие.

14. Общая характеристика сознания. Основные предпосылки возникновения сознания. Структура сознания (А.Н. Леонтьев).

15. Неосознаваемые процессы, их классификация и общая характеристика.

16. Историческое развитие и современное представление о предмете психологии.

17. Ассоцианизм: предмет, основные проблемы, задачи, методы. Критика идей ассоцианизма.

18. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм: основные понятия, задачи, исследования.

19. Гештальтпсихология: основные положения, понятия, факты.

20. Когнитивная психология: основные постулаты, феномены и методы исследования.

21. Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации.

22. Концепция бессознательного 3. Фрейда. Теория личности 3. Фрейда.

23. Трактовка бессознательного К.Г». Юнгом. Структура и динамика личности в концепции К.Г. Юнга.

24. Индивидуальная психология А. Адлера. Общее представление о движущих силах развития личности.

25. Основные положения и направления неофрейдизма. Отличие неофрейдизма от классического психоанализа.

26. Истоки, основные принципы и направления экзистенциально-гуманистической психологии.

27. Сущность и природа ощущений, их классификация.

28. Общие представления о восприятии. Феноменология перцептивных образов.

29. Понятие внимания. Явления, эффекты, критерии наличия внимания. Основные вилы и свойства внимания.

30. Основные теоретические и экспериментальные исследования внимания.

31. Общие представления о памяти. Явления и процессы памяти. Вилы памяти.

32. Основные теории памяти.

33. Представление о мотивации. Строение потребностно-мотивашюнной сферы.

34. Основные теории мотивации в отечественной и зарубежной психологии.

35. Определение, функции и условия возникновения эмоций. Классификация эмоций.

36. Теории эмоций в отечественной и зарубежной психологии.

37. Понятие воли. Произвольная и волевая регуляция. Основные подходы к изученm воли.

38. Общие представления о мышлении. Виды мышления и основания для и классификации.

39. Специфика психологического изучения мышления. Теории и экспериментальны исследования мышления.

40. Воображение и творческое мышление Проблема критерия креативности.

41. Виды и функции речи. Значение слова как единица речевого мышления.

42. Генетические корни мышления и речи. Развитие речи в онтогенезе (Ж. Пиаже Л.С. Выготский).

43. Общие представления о способностях. Способности и задатки. Развитие способностей

44. Категория личности в психологии. Соотношение понятий: человек, индивид, личность индивидуальность.

45. Основные теории личности в отечественной и зарубежной психологии.

46. Основные подходы к типологии индивидуальности.

47. Темперамент: физиологические основы и психологическое описание. Теории темперамента.

48. Характер, его строение и формирование. Характер и личность.

49. Проблема соотношения врожденного и приобретенного в развитии психически) функций и личности в целом.

50. Самосознание: определение, критерии, уровни развития. Образ «Я».

Характер – совокупность устойчивых психических качеств, связанных с привычными, типовыми способами поведения. Структурное определение (диагностический подход): характер – прижизненное проявление темперамента в определенной социальной среде. Основа характера: врожденный темперамент. Функциональное определение (личностный подход): характер – форма поведения, необходимая для сохранения имеющейся структуры мотивов. Основа – возникающие личностные проблемы. Свойства характера – возможные способы решения проблем. А. Адлер: характер – индивидуальный жизненный стиль. Характер как индивидуальный стиль. Подходы к изучению характера: 1) характер и темперамент. Темперамент как основа характера. 2) характер и личность. Личность как социальный индивид. Характер – объединение способностей (содержание) и темперамента (форма). Это форма, позволяющая освоить важное для социального индивида содержание.

Строение характера. Единица анализа: индивидная черта. Факторный анализ. (?1) Строение характера с точки зрения содержания. Ананьев: характер – система отношений. Маркс: сущность человека есть весь ансамбль общественных отношений. Черта характера – отношение социальной личности к жизненным условиям ее развития. Связь семейной поддержки с IQ: расходящееся и перекрестное взаимодействие – отличия в качественном различии выводов. Не всякое отношение есть черта характера, а только существенное. Какое? 1) к природе (экосознание). 2) к социальным условиям. 3) к самому себе. Для определения характера вводят понятие «направленности личности». 1) направленность личности: структура отношений тесно связана с мотивационной структурой. 2) сила характера – выраженность этого отношения. 3) цельность характера – согласованность отношений меду чертами. Направленность личности: строение и развитие мотивационной сферы личности, степень иерархизации и внутренней согласованности которой определяют качественное своеобразие характера, его силу и цельность.

admin

Все записи автора