Семья как малая группа в социальной психологии

Группа это всякая совокупность людей имеющих какие то общие характеристик или свойства

Группы классифицируются по следующим критериям:

Группы условные и реальные

Условные группы представляют собой аналитически выделяемые совокупности людей обладающих каким либо общим признаком условными они являются потому, что не живут вместе и не представляют собой реальной социальной целостности

Реальные группы это сообщество в которых люди находятся вместе объединяются совместной деятельностью у них одинаковые условия быта и они осознают свою принадлежность к определенной социальной группе. Реальные группы могут быть:

Естественные группы в жизни

По характеру организации и взаимодействие членов в этих группах

Официальные группы создаются открыто, гласно и на правовой основе

Неофициальные группы возникают стихийно самостоятельно

По численности группы бывают:

Участники группы пользуются непосредственными контактами
люди обладают общностью побуждений
Общая деятельность, образ жизни и поведения
Общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов
Каждый человек является членом какой либо малой группы

При изучении малых групп выделяются два подхода

Социологический

Социально психологический изучение социальных явлений происходящих в группах при совместной деятельности людей при этом изучается:

  1. Композиция
  2. Состав
  3. Групповые процессы
  4. Групповые нормы и ценности

Малые группы делятся на формальные и неформальные. (Мэй О) в формальной группе существует распределение ролей и система подчинения руководству. В неформальных группах отсутствие строгая структура власти

Референтные группы это те в которые индивиды могут быть не включены но нормы которых они принимают и выполняют

Сравнительная функция индивид сравнивает сове поведение с нормами референтной группы.

Нормативная функция, она оценивает индивида с позиций принятых в группе норм.

Классификация Петровского

Различает малые группы по степени их развития в основе которого лежит характер межличностных отношений

Диффузная группа в которой отношения строится по принципу симпатии и антипатии

Ассоциация это группа в которой взаимоотношения построены на личностных целях

Коллектив это личностно значимые и общественно ценные отношения

В малой группе происходят динамические процессы которые называются психодинамики

Признаками психодинамики будут:

Образование малой группы(что побуждает людей объединяться в группы) общение защита и опасность.

Групповая сплоченность это число выборов членами группы друг друга, взаимная симпатия членов группы, а так же частота и прочность коммуникативных связей. Разговоры, разговоры о смешных и непонятных вещах

Возникновения на некотором этапе лидера или руководителя который стимулирует группу и нацеливает ее на решение определенных задач.

В психологии существует три теории лидерства

  1. Харизматическая теория или теория черт
  2. Ситуационная теория лидерства лидером может стать человек в зависимости от ситуации
  3. Системная теория лидерства она рассматривает тех лидеров которые занимают данное положение по определенной системе

К малым социальным группам мы будем относить любые группы начинающиеся с диады или с триады.

В направлении именуемом диадическое взаимодействие выбор диады как модели имеет более принципиальное значение, отечественные исследования высказывают спорное мнение о том можно ли считать диаду группой. В зарубежной психологии достаточно остро стоит вопрос о верхнем переделе малой группы, большинство исследователей высказывались за преобладание цифры 7 (+ -) 2 однако эта цифра не получила подтверждение, а в теории якобы морена предполагалось, что предел малой группы должен зависит от деятельности групп. Малые группы делятся в зависимости от того каким видом детальности эта группа занимается в связи с этим к ним будут относится 3 основных образования.

Семья это малая социальная группа представляющая собой важнейшую форму организации личного быта основанная на супружеском союзе и родственных связях жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами, семья обладает следующими функциями

  1. Репродуктивная
  2. Хозяйственно потребительская
  3. Воспитательная, воспитание ребенка
  4. Восстановительная она заключается в подержании здорового жизненного тонуса, досуга и отдыха.
  5. Обеспечение защищенности членов семьи

В отечественной психологии существуют типы психической организации и жизненного цикла семьи, типы семейных организаций отличаются на, моно и полигамию. Наиболее распространенным типом является нуклеарная семья — это супружеская пара с детьми, они бываю полные неполные. Жизненный цикл семьи называется моделью развития он исследуется по шкале возраста супругов.

Особое место в семье занимает ценностно-мотивационная структура включающая в себя внутрисемейные отношения, биологические, экономические, психологические компоненты.

Выделяют три типа семьи:

  1. Патриархальную
  2. Детоцентрическая
  3. Супружеская

Три мотива вступления в брак:

  1. Брак по любви
  2. По расчету
  3. По стереотипу
  1. Кризис одного года.
  2. Кризис рождения ребенка.
  3. Кризис когда вырастают дети.
  4. Кризис выхода на пенсию

Патологические группы(психосоциальные патологии)

Существующие теории социальной девиации делятся на личностные и групповые одна из наиболее интересных теорий это теория итальянского психолога Чезаре Ламброзе. Он утверждал , что существует взаимосвязь между анатомическим строением человека и его преступным поведением. Наличие преступников по теории Ламброза можно определить по внешним признакам. Согласно другой теории формирование девиаций связано с применением аддитивных препаратов.

Французский социолог Эмиль Дюргейм связывал причины социальных патологий с особым состоянием общества которое называется Аномией — это ситуация когда старые нормы уже не соответствуют реальности, а новые еще не утвердились.

Группы с криминальной субкультурой эти группы очень многообразны: это дворовые компании подростков, малые преступные группы, организованные преступные группировки и крупные преступные организации. Криминальная субкультура это культура меньшинства которая вступает в противоречия с общечеловеческой культурой, люди криминальной направленности вырабатываю свою субкультуру центральным моментом которой является социальные ценности, материального характера. Специфическим элементом криминальной субкультуры выступает стратификация то есть деление членов группы на иерархические подгруппы в зависимости от их авторитета.

Социометрия. Якоб Морено — позволяет определить статусное положение каждого из членов группы.

Семья – это малая группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т. д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи, с другой стороны, он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой.

Типология семьи определяется различными подходами к определению основания для классификации, например:
• по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья);
• по составу (семья неполная, простая, сложная);
• по семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего супружества, пожилая супружеская семья) и др.

Каждую из категорий семей характеризуют наблюдаемые в семье социально-психологические явления и процессы, особенности эмоциональных контактов членов семьи, индивидуально-психологические потребности ее членов и т. д.

Основные задачи семьи состоят в следующем:
– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим;
– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: социология, экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны функционирования или развития семейной группы.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией. Разные авторы, перечисляя функции семьи, определяют их по-разному. Так И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха, а Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис – воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного контроля и сексуально-эротическую функции. Многие исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила некоторые функции, присущие ей в прошлом, например производственную, образовательную и др.

Среди множества функций, рассматриваемых разными авторами, назовем несколько так называемых традиционных функций семьи как малой группы:
• хозяйственно-экономическая;
• репродуктивная;
• воспитательно-образовательная;
• рекреативная – организация досуга, отдыха, забота о здоровье членов семьи.

Следует, однако, учесть, что существует множество факторов, препятствующих реализации функций семьи, например:
– определенные условия жизни членов семьи (материальные, бытовые и др.);
– личностные особенности членов семьи (уровень образования, характер, определенное воспитание, интересы и пр.);
– особенности взаимоотношений между членами семьи и др.

ГЛАВА 1. Малая группа и семья

1.1. Понятие малой группы ……………………… ……………………5

1.3. Семья как малая группа…………………………………………. 9

ГЛАВА 2. Социально-психологическая характеристика семьи

2.1. Понятие семьи и её функции…………………………………….13

2.2. Стадии развития семьи, кризисы……………………………. 17

2.3. Классификации семьи……………………………………………21

ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование удовлетворенности браком

3.1. Программа и методы исследования…………………………….37

3.2. Описание выборки и методов диагностики …………………..38

3.3. Ход экспериментального исследования………………………..42

3.4.Обработка и описание результатов……………………………. 45

Происхождение понятия группа достаточно сложно. В Европе это слово появилось не ранее конца XVII в. Именно в это время французскими художниками был «завезен» на родину из Италии технический термин из сферы изящных искусств «groppo» или «gruppo», обозначавший несколько симметрично скомпонованных фигур, составляющих сюжет живописного, графического или скульптурного произведения. Чтобы называться группой, совокупность этих фигур должна была производить целостное художественное впечатление. Классический пример — скульптурная группа «Лаокоон» родосских мастеров Ачесандра, Атенодора и Полидора (около 50 г. до н.э.).

В настоящее время этот «технический» налет практически полностью отброшен и понятие группа прочно утвердилось в психологии. Однако данное явление оказалось настолько сложным и неоднозначным, что мало кто рискует дать определение однозначное, предпочитая назвать целый перечень признаков.

Вот, например, мнение Д.Картрайта и А.Зандера, которые считают, что группу составляет собрание индивидов, которые: а) часто взаимодействуют друг с другом; б) определяют себя как члены одной группы; в) разделяют общие нормы по поводу того, что их интересует; г) участвуют в единой системе разделения ролей; д) идентифицируют себя с одними и теми же объектами и идеалами; е) воспринимают группу как источник удовлетворения; ж) находятся в кооперативной взаимозависимости; з) ощущают себя как некоторое единство; и) координируют действия по отношению к себе. Очевидно, что этот список может быть значительно расширен (например, положениями о совместном переживании эмоциональных состояний, существовании внутригрупповой культуры), и, в принципе, количество этих параметров стремится к бесконечности.[17, 129]

Итак, целью данной работы является рассмотрение социально-психологической характеристики семьи как малой социальной группы.

Поставленная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

— дать характеристику понятия и видов малых групп;

— дать характеристику понятия семьи;

— рассмотреть социально-психологическую характеристику семьи;

Объект исследования – малые социальные группы.

Предметом исследования социально-психологическая характеристика семьи.

Теоретической основой данной работы являются исследования специалистов в области психологии: Андреева Г.М., Кузьмин Е.С., Р. С. Немов, Е. И. Рогов, Петровский А.В. и др.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 30 источников, приложения.

1.1. Понятие малой группы

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2—3 до 20—30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам — от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы — одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.[16, 528]

Следовательно, малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии.

Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный — композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений — психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.

Рассмотрим классификацию малых групп (рис.1)

Рис. 1. Классификация малых групп

Условные, или номинальные, — это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих и постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно — только в лаборатории.

Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.

Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название — официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравните, к примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтная — это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).

Следовательно, малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.

Для большинства людей семья — это некая социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью.
Но само по себе понятие семьи намного шире, вот почему семья является предметом исследования разных наук. Так, этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаев. Социология сосредоточивает свое внимание на функционировании семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы. Экономика семьи и домохозяйства ориентирована на выяснение особенностей совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства. Семейное право рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, а также вопросы семейной собственности при заключении и расторжении брака и во всех других случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов. Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с его половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур. Социальная психология исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности. Педагогика рассматривает вопросы воспитания детей в семье.
В рамках данного урока мы рассмотрим психолого-педагогический аспект семьи как малой группы; на ее особенностях как социального института остановимся позже (в 11 классе).

^ ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ КАК МАЛОЙ ГРУППЫ

Семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение по сравнению с другими социальными группами. (Вспомните, что вы узнали о семье на уроках обществоведения в основной школе.)
Рассматривая семью как малую группу, ученые особо подчеркивают роль психологических связей. Вопрос о том, на основе каких отношений семья образована, в этом случае не имеет особого значения. Напомним, что такими основаниями могут быть либо брак, либо кровное родство (например, мать и дети), либо усыновление, либо общность жилья и бюджета (без регистрации брака). Главное, что этих людей связывают отношения взаимопомощи и взаимной ответственности друг за друга, за детей, их здоровье и воспитание.
Семья — это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Семейные отношения многогранны, как и сам человек, и для того, чтобы наладить комфортный психологический климат в доме, необходимо пройти через цепь компромиссов в отношениях друг с другом.
Какие бывают семьи? Чем они отличаются друг от друга: составом, характером взаимоотношений, распределением ролей и власти внутри семьи, количеством детей?
В современной России насчитывается более 40 млн семей. Среди них есть семьи расширенные (многопоколенные), которые объединяют под одной крышей два-три поколения (по подсчетам ученых, их не более 20%). Большинство российских семей состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми, ее называют нуклеарной семьей.
Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками). В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и многодетные.
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, традиционно выделяют два типа семьи.
Традиционная, или патриархальная, семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.
К характеристикам партнерской, или эгалитарной, семьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений. Социальные психологи особо отмечают именно этот признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаимоуважении, взаимопонимании и эмоциональной потребности друг в друге.
Существуют и различные варианты переходного типа семьи. Например, муж, проповедуя на словах необходимость четкого распределения обязанностей на мужские и женские, активно помогает жене по хозяйству. Или, наоборот, мужчина мало участвует в ведении домашнего хозяйства, а на словах ратует за демократические ролевые установки.
Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия. Рассмотрим некоторые из них.
Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества. Новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей. В этом проявляется воспитательная функция. Хозяйственно-экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления и проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами. Семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса (эмоционально-психологическая функция). Ученые особо говорят о рекреационной функции, которая включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени. Кроме того, семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества (социально-статусная функция). Семья регулирует сексуальное поведение людей, определяя, кто, с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения (сексуальная функция).
Перечисленные функции определяют жизнедеятельность семьи. Они тесно связаны между собой, хотя их соотношение и удельный вес могут быть различными.

^ ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

По разным поводам возникают семейные конфликты. В такой ситуации каждый человек должен действовать разумно, переходить к рациональному рассмотрению возникших разногласий и достижению согласия на почве взаимных уступок. Нет ничего унизительного в том, чтобы первым идти на уступку. По словам Л. Н. Толстого, любить — значит жить жизнью того, кого любишь. Поэтому каждый должен быть вежливым и доброжелательным, готовым сделать первый шаг к примирению, проявить великодушие к промахам и слабостям другого.

Слова «мужчина» и «женщина» ассоциируются у нас со множеством разнообразных признаков, включая различия репродуктивных функций, телосложения, характера, рода занятий, социального статуса и многого другого.
В современной научной литературе наряду с понятием пол часто употребляется понятие гендер. Как связаны они между собой? Что современная наука понимает под гендерными различиями?
До середины XX в. половая принадлежность индивида считалась более или менее однозначной биологической данностью, определявшей все различия между мужчинами и женщинами. По мере развития психологической науки сформировалось представление о социальных и психологических различиях мужчин и женщин, которые могут не иметь биологической основы. Такие различия и получили название гендерных.
Хотя слова «гендер» и «пол» и их производные иногда употребляются как синонимы, их необходимо различать.
Понятие «пол» (sex) подразумевает совокупность биологических отличий мужчин от женщин. Прежде всего речь идет о генах, определяющих половую принадлежность организма, половых хромосомах, внутренних репродуктивных органах и т. п.
Понятие «гендер» (от англ. gender, от лат. gens — род), во-первых, подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями), во-вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли, т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению. Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения.
Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические эпохи (эпоха Античности, Средние века, Новое время). Как они развивались на протяжении веков: что изменялось, а что, наоборот, оставалось неизменным? Как вы думаете, почему?
В начале XXI в. ученые опросили группу выпускников российских вузов с целью выяснить, какие качества нужно воспитывать у мальчиков и девочек. Расхождения между ответами мужчин и женщин не были существенными. Какие же качества они считают желаемыми для мальчиков и девочек? Для мальчиков: 1) самостоятельность, 2) ответственность, 3) любознательность. Для девочек: 1) ответственность, 2) хорошие манеры, 3) послушание.
Интересно, что о послушании девочек упомянули 56% мужчин и 42% женщин. Для мальчиков это качество стоит на последнем месте (его назвали 18% мужчин и 14% женщин). Следовательно, представители обоих полов требуют от девочек послушания втрое чаще, чем от мальчиков. Интересно, что и результаты других социологических исследований позволяют сделать вывод, что российские родители ждут от девочек прежде всего конформизма и аккуратности, а от мальчиков — инициативности и саморазвития. (Как вы оцениваете результаты проведенного опроса?)
В то же время большинство ученых отмечают, что всевозрастающее участие женщины в общественном производстве, ее стремление занять равные, а порой и более значимые, чем у мужчин, социальные позиции требуют от женщины значительно больше усилий: они должны не только противостоять конкурентам, но и преодолеть инерцию привычных стереотипов.

^ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Предлагаем вам прочитать фрагмент произведения российского писателя Н. В. Гоголя (1809—1852 гг.) «Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту при нынешнем порядке вещей в России».

^ Советы молодой жене

Распределите ваше время: положите всему непременные часы. Не оставайтесь поутру с вашим мужем: гоните его на должность в его департамент, ежеминутно напоминая ему, что он весь должен принадлежать общему делу и хозяйству всего государства. что он женился именно затем, чтобы, освободя себя от мелких забот, всего отдать отчизне, и жена дана ему не на помеху службе, а в укрепление его на службе. Чтобы все утро вы работали порознь, каждый на своем поприще, и через это встретились бы весело перед обедом и обрадовались бы так друг другу, как бы несколько лет не виделись, чтобы вам было что пересказать друг другу и не попотчевал бы один другого зевотою: расскажите ему все, что вы делали в вашем доме и домашнем хозяйстве, и пусть он расскажет вам все, что производил в департаменте своем для общего хозяйства. Вы должны знать непременно существо его должности, и в чем состоит его часть, и какие дела случилось ему вершить в тот день, и в чем именно они состояли. Не пренебрегайте этим и помните, что жена должна быть помощницей мужа. Если только в течение одного года вы будете внимательно выслушивать от него все, то на другой год будете в силах подать ему даже совет, будете знать, как одобрить его при встрече с какой-нибудь неприятностью по службе, будете знать, как заставить его перенести и вытерпеть то, на что у него не достало бы духа, будете его истинный возбудитель на все прекрасное.
^ Вопросы и задания: 1) О какой функции семьи пишет Н. В. Гоголь? Свой ответ подкрепите цитатами. 2) Какие советы писателя, жившего в XIX в., по вашему мнению, может взять на заметку девушка XXI в.? Объясните, почему они сохранили свою актуальность. 3) Н. В. Гоголь употребил в названии произведения слово «чем», которое используется по отношению к неодушевленным объектам. Как вы думаете, стоит ли женщинам из-за этого обижаться на писателя? Свой ответ аргументируйте.

Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.[1, с.40]

Для начала разберемся, что же такое малая социальная группа. В.А.Гаврилов, говорит, что для того, «чтобы определить понятие «малая социальная группа», надо выявить исходные, более или менее устойчивые признаки, существенные свойства малой группы, подведя бесконечно разнообразные социальные действия отдельных людей под критерий повторяемости». По его мнению, малая социальная группа характеризуется такими основными признаками: 1) это не случайное собрание лиц, а относительно устойчивое социальное образование, система социального взаимодействия группы лиц; 2) это такая форма социального объединения, когда члены данной группы в силу ее относительно небольшого состава взаимодействуют друг с другом лично; 3) это форма социального взаимодействия индивидов на основе объединения для совместного участия в определенной сфере социальной деятельности (экономической, политической, духовной, бытовой, в сфере досуга и т.д.), которому присуща известная общность ряда целей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок, системы ценностей, общность сознания, организующее групповое действие. Такое определение представляется заслуживающим внимания. Опираясь на определение социальной группы, малой группой можно считать немногочисленную по составу социальную группу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично. Другими словами, родовым признаком малой социальной группы является социальная группа, а видовым отличием — межличностные отношения, непосредственные контакты. К малым группам относят школьный класс, производственный, научный, спортивный коллективы, небольшие воинские подразделения и. семью.

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой — самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп — группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, — но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семьям — социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном развитии. [2, с. 53]

Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семьи в нашем обществе:

· семья как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.

· семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.

· семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.

· биологическая: состоит из родителей и детей.

В российском праве семейными отношениями считаются личные неимущественные и имущественные отношения между гетеросексуальными супругами, а также между родителями и детьми. [21, с.2]

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова являются:

репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха). [2, с.76]

М. С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.

· Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

· Эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

· Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

· Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

· Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. [24, с. 10]

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г., 1968; Антонова. И., Медков В. М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.[2, с.78]

Функции семьи реализуются в процессах общения и взаимодействия членов семьи. Гармоничное функционирование семьи возможно, когда каждый из ее членов выполняет роли, соответствующие своим и взаимным возможностям, и потребностям. Эти роли, а тем самым и семейную структуру, можно рассматривать, руководствуясь различными подходами. Наиболее распространенные из них — анализ ролей в семье, как социальном институте, анализ семейных ролей в семье, как малой группе и количественный анализ семейной структуры.

Роли, соотносимые с семьей, как социальным институтом и семьей, как малой группой, заметно отличаются по степени формализации. В первом случае они достаточно строго определены и за отклонения от них предусмотрены санкции, что подтверждает наличие законов, регулирующих брак и семейную жизнь. Во втором случае, взаимодействие членов семьи основывается на личностной интерпретации семейных ролей. Часть из них связана с ролями, обусловленными социальным институтом семьи (например, современными законами установлены равные права и обязанности супругов, интерпретирующиеся, как партнерские психологические роли). Другая часть семейных ролей никак не формализуется и зависит только от структуры конкретной семьи. Некоторые из этих ролей широко распространены и передаются из поколения в поколение (например распределение бытовых ролей между мужем и женой). Некоторая часть этих неформализованных ролей своеобразно повторяет ранее существовавшие формальные роли (например мужчина — как глава семьи). [12, с.7]

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

«нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

«пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместили в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

«смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

«семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен

А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:

нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков).

Авторы указывают, что когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:

централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

автономный — муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти разделяют на:

патриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,

матриархальные, где наивысшим авторитетом и влияние используется мать, и

эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав, и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью. [2, с. 78]

Большинство семей проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

Брак — принятие супружеских социальных ролей.

Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями, воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) [12, с.13].

В нашей стране наибольшую «известность получила периодизация Э. К. Васильевой (1975). Она выделяет 5 стадий жизненного цикла: I — зарождение семьи с момента заключения брака до рождения первого ребенка; II — рождение и воспитание детей. Эта стадия оканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка; III — окончание выполнения семьей воспитательной функции. Включает период с начала трудовой деятельности ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей; IV — дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; V— супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. [24, с.11]

Итак, в данной главе определили семью, как малую социальную группу, рассмотрели функции семьи с нескольких точек зрения, проанализировали структуру семьи, как социального института, как малую группу, и по степени формализации, а также изучили динамику развития семьи.

Малая группа в социальной психологии – основной предмет изучения. Учеными был собран богатый теоретический и экспериментальный материал, который позволил сделать научные обобщения и создать методическую базу дисциплины. Рассмотрим основные положения.

Малая социальная группа представляет собой объединение личностей, которые имеют непосредственный личный контакт и связаны какой-то деятельностью, родственной или эмоциональной близостью. Ее члены осознают принадлежность к ней и признаны другими.

В такую общность обычно входит небольшое количество индивидов, а состав определяется социальными признаками (возраст, пол, образование, национальность и проч.) и численностью.

Малая социальная группа имеет разную структуру, которая может определяться:

  • во-первых, обязанностями ее членов в совместной деятельности;
  • во-вторых, ролями (ожидаемыми действиями) человека, за которым закреплены конкретные обязанности;
  • в-третьих, нормами (предписаниями, требованиями, пожеланиями социально-одобряемого поведения).

Малая социальная группа может классифицироваться по нескольким параметрам.

Во-первых, по способу формирования выделяются:

  • формальные, которые возникают для исполнения конкретных функций в какой-либо организации, а в группе имеется от трех до пятнадцати человек;
  • неформальные, формирующиеся на основе взаимных симпатий и интересов, в которых может быть от трех до десяти человек.

Во-вторых, по степени формирования межличностных отношений выделяются:

  • дифференциальная малая социальная группа, в которую вступают по собственному желанию;
  • коллектив, формирующийся по необходимости.

В-третьих, следующие группы классифицируются по значимости каждого индивида в них:

  • должны присутствовать обязательно все члены (это, как правило, формальные объединения);
  • референтная малая социальная группа – это условная или реальная общность, с которой каждый индивид будет соотносить себя как с образцом, а на оценки, ценности, мнения и нормы которой будет ориентироваться в поведении.

Такие социальные общности имеют определенные функции:

  • Нормативная и сравнительная. Она подразумевает то, что в ней формируется эталон и нормы поведения, также оценки окружающих и конкретного индивида.
  • Инструментальная связана с тем, что необходима организация совместной деятельности.
  • Поддерживающая и экспрессивная функция связана с обеспечением эмоциональных потребностей каждого индивида.

Внутри малых социальных групп происходят разнообразные процессы, вследствие которых группа меняет свою форму и развивается.

Основным из них является групповая динамика. Под ней подразумеваются процессы разобщения или сплочения группы, появление формального и неформального лидерства, формирование норм и правил, развитие неформального объединения внутри формального, а также антипатий и симпатий.

Помимо этого, не менее важным является процесс становления норм существующей группы, то есть складывающихся правил поведения каждого индивида в отдельности. Такие стандарты способствуют эффективному групповому взаимодействию, а малая социальная группа будет более сплоченной. Благодаря имеющимся правилам будет усиливаться давление на каждого индивида. Поэтому группа с их помощью может заставлять каждого следовать нормам, поддерживая интеграцию членов в группе.

Третьим процессом является то, что в малой социальной общности возникает определенная иерархия. Выделяется лидер, который может быть как формальным, который был назначен официально, так и неформальным, которого выбрала сама группа. Остальные же члены общности должны четко знать свои функции и обязанности.

Институт Английского Языка

О психологии семьи как малой группы.

студентки группы ЗПЛ 7

Семья важна для психического развития детей, для удовлетворения таких психологических потребностей взрослых и детей, как признание (принятие, одобрение) человека значимыми для него людьми, моральная поддержка, сознание защищенности от посягательств, личностный комфорт.

Семья – группа людей, связанных брачными или (и) кровно-родственными отношениями, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью.

Важное значение в жизни семьи играют межсупружеские отношения, которые по своему содержанию значительно сложнее, чем может казаться на первый взгляд. От их психологического наполнения существенно зависит, является ли брак счастливым или неудачным, благополучна ли семья.

Различают следующие психологические характеристики межсупружеского общения:

доверие друг к другу без опасений взаимного неприятия и осуждения;

сходство в отношениях к окружающему миру, людям;

уровень несловесной коммуникации, выражающийся в правильном понимании без слов выражений лица, поз, взглядов, жестов друг друга;

наличие общих символов, например, своих словечек, ласковых прозвищ, обращений, а также семейных обрядов, традиций;

частые задушевные разговоры;

частая демонстрация сходства в понимании семейных ролей, ролевых ожиданий, повседневных функций, обязанностей;

безоценочное взаимное принятие друг друга;

высокий уровень сочувствия, сопереживания;

ситуации душевной помощи, поддержки друг друга в трудных ситуациях.

Неизбежной стороной семейной жизни являются конфликты. Причин тому сколько угодно (расхождение мнений и по поводу способов отдыха и приемов воспитания детей, и распределения денег и пр.).

Используя данные современной психологической науки, нейрофизиологии и других наук о человеке, давайте попытаемся выяснить, почему любящие друг друга люди вдруг становятся врагами, почему наступает разлад в их взаимоотношениях. Итак, сначала об известных ныне общих закономерностях общения.

1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ

Как мы знаем, всякое общение начинается прежде всего с восприятия человека человеком, с предварительной оценки его, формирующей эмоционально-интеллектуальное отношение к нему. В этом процессе играют роль и полученные о человеке сведения, и жизненный опыт, и другие еще не известные факторы, порождающие непосредственное эмоциональное отношение – симпатию или антипатию.

Как показывают исследования современных грузинских психологов, человеческое сознание воспринимает действительность не «напрямую», а через посредство особого психофизиологического явления, которое они назвали установкой. Это своеобразный предварительный настрой, предрасположенность организма к восприятию того или иного предмета с определенных позиций, это неосознанная предвзятость при восприятии.

Где-то в человеческой психике существует как бы набор цветных стеклышек: радостно – оранжевых, безжизненно-синих, ядовито-зеленых, тоскливо-черных и т.д. И стоит только нам направить взгляд на того или иного человека или подумать о нем, как какой-то таинственный механизм тотчас же устанавливает перед нашим взором (даже мысленным) то или иное стеклышко, которое как бы окрашивает образ воспринимаемого предмета в свой цвет, порождая соответствующее впечатление от него, авансом создавая у нас положительное или отрицательное отношение к нему.

Установка может быть выработана всевозможными способами и средствами, в том числе и словесным воздействием. Это подтверждают и некоторые эксперименты. Взрослым испытуемым были показаны фотоснимки людей. Задание заключалось в том, чтобы, посмотрев в течении некоторого времени на портрет, затем словесно охарактеризовать изображенного на нем человека, выразить свое мнение о нем. Но, перед тем как показать каждый снимок, испытуемым давались различные инструкции, разные «сведения» об изображенном на нем человеке.

Например, показывая портрет молодого мужчины, одной группе испытуемых говорили: «Сейчас вы увидите портрет героя», а другой – «Сейчас вам покажут фотоснимок преступника».

Как оказалось, каждый третий испытуемый находился под влиянием этой установки. Например, при установке «преступник» воспринимаемый по снимку человек описывался так: «Этот зверюга понять что-то хочет. Смотрит умно и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед». И об этом же человеке при установке «герой»: «Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд выразительный Волосы всклокочены, небрит. Ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма». Как видим, никакого «стандартного бандитского подбородка» уже не обнаружено…

Хранящаяся в блоках памяти человека информация, прошлый опыт, а также состояние организма. особые черты характера весьма существенно могут влиять на восприятие события или другого человека в данный момент, придавая ему ту или иную окраску, подчеркивая одни моменты и отбрасывая другие.

Если восприятие человеком всего сущего происходит через установку, значит, нам надо, по-видимому, с самого раннего детства воспитывать у каждого человека особый настрой, особую активно-положительную гуманистическую установку на восприятие других людей. Это, так сказать, «разлитая доброта» к людям, к каждому человеку, доброжелательность авансом. Такая установка – порождение и необходимое условие формирования и развития нашего образа жизни. Особенно необходима она для регулирования взаимоотношений между супругами, для общения в семье.

2. ОБЩЕНИЕ СУПРУГОВ

Общение супругов, подчиняясь общим закономерностям общения людей друг с другом, имеет и свои особенности. Обусловлены они прежде всего обязательным совместным проведением всей жизни, кроме рабочего времени. Сотрудники, товарищи по работе, друзья и даже влюбленные, хотя не всегда имеют возможность быть вместе, когда им хочется, но зато в любое время они могут приостановить или сделать менее интенсивным это общение, если они не хотят быть рядом («позабыть» о встрече, оказаться вдруг «очень занятыми» и т.п.). Супруги же лишены этой возможности. Традиция заставляет их почти все свободное время быть вместе. Они «обречены», если пользоваться терминологией экзистенциалистов, на совместное пребывание – в одной квартире, а довольно нередко и в единственной комнате. Это, может быть, вызовет недоумение, возражение у многих молодых супругов, для которых «обязанность» быть рядом с самым милым человеком – предмет каждодневных мечтаний, но не учитывать это нельзя.

Мишель Монтень в «Опытах» рассказывает, что Ликург, легендарный законодатель Древней Спарты, предельно ограничил общение супругов. Он повелел, чтобы мужья жили отдельно от жен и могли встречаться с ними лишь тайком, в укромных местах и в лесах. Это способствовало не только тому, что молодые спартанцы не изнеживались, не теряли своего воинственного духа: трудности встречи значительно усиливали привязанность супругов друг к другу. Немало выдающихся людей пользовались этими установками Ликурга и в более позднее время.

Тридцативосьмилетний Карл Маркс писал своей жене, что «постоянное общение порождает видимость однообразия», что «мелочи повседневной жизни» от этого «непомерно вырастают», в то время как глубокие страсти в результате близости своего объекта «принимают форму обыденных привычек». Стоит людям ненадолго расстаться, как все становится на свое место: казавшиеся раньше великими, важными неприятные мелочи снова оказываются мелочами, а «глубокие страсти… вырастают и вновь обретают присущую им силу под волшебным воздействием разлуки»…

Но в общении супругов есть еще одна деликатная тонкость: они в отличие от посторонних людей вступают в интимную связь. А это накладывает определенный отпечаток на их взаимоотношения. Теперь они не могут уже рассматривать друг друга как «чужих» мужчину и женщину. Они стали родными и близкими. Количество моральных норм, регулирующих обычно взаимоотношения мужчины и женщины в обществе, теперь, в семье, нередко сокращается. Супруги могут позволить себе в общении друг с другом то, чего никогда бы не позволили во взаимоотношениях с посторонними – в словах, жестах и т.д.

В первое время все это может казаться обоим супругам очень милым. Они все более «рассекречиваются» друг для друга, и не всегда, к сожалению, в необходимых границах…

И еще одно новое обстоятельство появляется во взаимоотношениях бывших просто влюбленных при вступлении в брак – ревность. Разные люди ревнивы в различной степени – от нуля до психопатических размеров. Есть люди, которые и до вступления в брак были в высшей степени ревнивыми. Но почти у всех «степень ревности» после вступления в «законный брак» повышается.

Лет двадцать пять – тридцать назад в наших солидных изданиях можно было прочитать, что ревность – это «отвратительный пережиток прошлого», «низменное чувство, порожденное частнособственническими отношениями», что стоит лишь сознанию человека возвыситься до уважения личной свободы и достоинства других людей, как речи о ревности прекратятся сами собой, поскольку при таких условиях это чувство невозможно и для его возникновения не будет никаких поводов.

Семья и брак: история их возникновения и взаимосвязь. Социальная организация общества, социальные институты. Функции семьи. Нравственные устои, типы отношений, психологический климат, лидер в семье. Факторы, обусловливающие лидерство женщины в семье.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Семья как малая социальная группа

В деятельности партийных, общественных организаций есть такая сторона, которая сегодня пока еще нуждается в значительно большем внимании. Это — семейно-бытовые отношения. Не потому, что положение в этой сфере обстоит, как говорится, из рук вон. А потому, что в современных условиях все более возрастает роль семьи, важнейшей ячейки человеческого общества, во всех социально-экономических процессах, совершающихся в нашей стране, в каждом трудовом коллективе. В семье закладываются нравственные, физиологические основы бытия человека, его духовные, нравственные, мировоззренческие качества. Поэтому от нравственного здоровья семьи во многом зависит и нравственное здоровье общества. Не случайно вопросы о месте и роли семьи занимали значительное место в творчестве основоположников марксизма. Будучи подверженной влиянию общества, как в зеркале отражая самые существенные процессы его развития — экономические, социальные, демографические, культурные, — его достижения и нерешенные проблемы, семья в свою очередь строем своих отношений, укладом и структурой обладает способностью влиять на ход развития общества. То есть, будучи продуктом социальной среды, семья может играть весьма активную роль в познании и преобразовании этой среды. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни социалистического общества, говорил выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, является, прежде всего, большим делом, имеющим большое государственное значение. От группового брака к парной семье. К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону, Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах “Идеального государства” в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой “Истории” отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи. Аристотель, критикуя проекты “идеального государства”, развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют “селения”, а соединение “селений” — государство. Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: “Самое древнее из всех обществ и единственно естественное — это семья. Таким образом, семья — это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель — это подобие отца, народ — детей. ”. Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель — в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия “брак” и “семья”, различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого (иногда и настоящего) они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые — убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как “исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

семья брак социальный институт

Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества, являются социальные институты.

Социальный институт — это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи. Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т. е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системы санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения. Важнейшими социальными институтами являются политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, а также институты экономические, обеспечивающие процессы производства и распределения благ и услуг. Важным социальным институтом общества является семья, чья деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и социальных норм. Наряду с указанными существенное значение в жизни общества имеет функционирование социально-культурных институтов (системы образования, здравоохранения, культурно-воспитательные учреждения), науки, института религии. Социальные институты взаимодействуют с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Это взаимодействие может быть нормальным, но возможны и нарушения. Основой взаимодействия социального института с социальной средой служит реализация главной функции социального института — удовлетворение конкретных социальных потребностей. Протекающие в общество процессы постоянно изменяют потребности индивидов и персонифицируемых ими социальных общностей (групп, слоев, классов), меняется, следовательно, характер взаимодействия социальных институтов с обществом.

Социология семьи и брака

Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. “Общественные порядки, — подчеркивал Ф. Энгельс, — при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются. ступенью развития, с одной стороны — труда, с другой — семьи”. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется, прежде всего, тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием, прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Сущность семьи выражается через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.

Функции семьи и их взаимосвязь

Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи. С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия.

Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого процесса семейного воспитания. Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработка системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи.

Нравственные устои семьи

Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует прежде всего отнести ее идейно-нравственные устои, коллективистские отношения, психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления. Единство гражданственности и устойчивых нравственных отношений оказывает сильное всестороннее воздействие на каждого члена семьи, особенно на детей. Наиболее мощным средством в комплексе этих влияний является характер отношений между супругами. Это особенно четко вырисовывается, если посмотреть на жизнь семьи не только глазами взрослых, но и детей.

Они (судя по результатам многих исследований) особенно, ценят трудолюбие родителей, их активное участие в общественной жизни, а также такие внутрисемейные отношения, которым присущи дружба, коллективизм, сердечность и доброта, взаимная забота и взаимопомощь, единство семейных и общественных интересов. Подлинная духовная близость детей с родителями и старшими — это такие отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая все лучшее, в свою очередь, обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности.

Цементируют эти отношения и усиливают их влияние семейные традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении, преемственности поколений, в развитии общества и личности. Через систему традиций новые поколения социально наследуют выработанные обществом отношения и опыт вплоть до конкретных поступков и действий. Непосредственным носителем и воспроизводителем общенародных традиций является семейный коллектив. Воспитательная сила традиций состоит, прежде всего, в том, что заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколением наиболее естественным путем.

В семье, где немало добрых традиций, больше условий для нейтрализации отрицательного влияния на детей отдельных ошибок родителей.

Типы отношений в семье

Конфронтация как тип отношений в семье — это противоборство супругов, столкновение их взглядов. В центре столкновений нередко оказываются вопросы воспитания детей.

Сосуществование характеризуется тем, что внешне семьи живут вполне благопристойно: взрослые работают, дети учатся. Но каждый живет своей жизнью. Главная черта таких отношений — невмешательство в дела друг друга. Даже родители предпочитают не вмешиваться в дела детей.

Оба указанных типа отношений порочны по своей сути. Они не формируют коллективистов, отрицательно сказываются на развитии личности подрастающего человека, мешают в достижении счастья взрослыми, тормозят развитие или приводят семью на грань катастрофы.

Естественно, такие семьи нельзя считать коллективами. Совсем иная картина в семьях, которым присущи отношения содружества. Для них характерны единство или близость взглядов, устремлений, интересов, взаимопомощь, сплоченность. А сколько человек должно быть в семье, чтобы стал возможен такой тип отношений? Обратимся к точке зрения психолога А.В. Петровского: “. было бы ошибкой рассматривать размер семьи как ее единственную и даже определяющую характеристику. Все в конечном счете решается ее нравственным климатом, целями, которые, ставит она перед собой, общей стратегической линией ее развития. Просто в большой семье легче протекают процессы коллективообразования, преодолевается индивидуализм, и создаются условия для развития гуманных взаимоотношений”.

Психологический климат семьи

Полного понимания мужу и жене достичь трудно. Во-первых, мужчина и женщина — это разные психологические “системы”. У них, как у представителей разного пола, разное восприятие, разное видение мира. Во-вторых, каждый из супругов вступает в брак, имея собственный “багаж” привычек, взглядов, убеждений. В пору влюбленности эти различия не дают о себе знать. Психологии человека, охваченного страстным чувством, органически присущи “сверхинтуиция” и “сверхпластичность”. Когда же влюбленность проходит, супругов покидает дар сверхвнушаемости и они перестают понимать друг друга в той мере, в какой понимали в пору взлета связавшего их чувства.

Вначале — несколько слов не о семейном коллективе, а о коллективе вообще. Если один из членов коллектива обладает наиболее существенными для главенства качествами — такими, как ум, сильный характер и чувство ответственности за дело, то ответ ясен — он и будет лидером. А если, как это нередко бывает, указанные качества не сосредоточены в одном лице, а присущи — каждое в отдельности — трем разным членам данного коллектива?

Речь, разумеется, идет не о номинальном лидере, утвержденном “сверху”, а о фактическом, неформальном. Ответ на поставленный вопрос мы найдем в определении коллектива. Коллектив — это объединение людей, сплоченных единой общественно значимой целью. Из определения следует, что, поскольку общее дело — главное, ради чего возник и существует коллектив, основную роль в его судьбе будет играть тот в ком чувство ответственности, решимость идти на жертвы, поступиться соображениями любого плана, ради идеи коллектива выражены в наибольшей степени.

Этот член коллектива “пересилит” и более умного, и более сильного (по характеру). Недостаток ума и характера компенсируется одержимостью. Семья — тоже коллектив. Какое же “дело” или какая идея лежит в основе семейного коллектива? Мужчину и женщину соединяет любовь, а объективная основа любви — продолжение рода. Значит, рождение и воспитание ребенка — “идея” семейного коллектива. Кто же в большей мере — муж или жена — живет заботами о ребенке, одержим идеей его блага? В абсолютном большинстве случаев — женщина. Мать обладает такой решимостью во всем, что касается благополучия ребенка, что найдет тысячу способов переломить сопротивление мужа, если ей покажется, что его действия в какой-то мере не согласуются с идеей блага их общего дитя. В ход пойдут и игнорирование мужа, и слезы, и угрозы. Женщина не остановится ни перед чем, чтобы добиться своего. Во всем, что касается ребенка, женщина никому не уступит первенства. Но ведь почти все, что происходит в семье, так или иначе, имеет отношение к ребенку. Ребенок — определяющий, но не единственный фактор, обусловливающий лидерство женщины в семье.

Другим условием ее более сильной позиции является то обстоятельство, что она — хозяйка в доме. Порядок, чистота, уют, приготовление пищи, то есть весь быт, — обычно ее “монополия”.

А стать лидером женщине помогают такие психические особенности, как более конкретный и практичный ум, большая, чем у мужчины, способность понимать психологию и настроение другого человека, лучше развитая интуиция. В патриархальной семье женщина была ведущей во внутрисемейных отношениях; но она не могла стать полновластной хозяйкой, лидерство ее не было авторитарным. Мужчина занимал более важное социальное положение: от него зависело материальное благополучие семьи. Не вникая в мелочи быта, он имел достаточные основания быть самым влиятельным лицом в глазах домашних. Таким образом, при патриархате семья была как бы двуглавой: жена была эмоциональным лидером, муж — лидером в социальном плане. Наверное, редко случалось, что обе “главы” были равны, то есть супруги играли бы одинаковую роль в делах семьи; чаще кто-то из двоих “перевешивал”. Соотношение семейного статуса мужа и жены зависело от многих причин. Среди них: привязанность к ребенку; очень сильный характер одного из супругов; большая разница в возрасте; утрата чувства (тот, кто больше любит, попадает в зависимое положение).

Комбинация этих и многих других, часто вообще не поддающихся осмыслению обстоятельств и определяла, кто из супругов имел больший психологический “вес”; бывало, разумеется, что лидерство мужа или жены носило авторитарный характер. Но все же главенство одного из супругов не могло быть общим правилом для основной массы браков, поскольку роль каждого была по-своему весомой. Представление о семье при патриархате как о союзе мужчины и женщины, в котором муж обладал решающим правом голоса (так думает большинство людей), основано на том, что жены в то время материально зависели от супругов. Но думать, что материальная зависимость жены от мужа делала его главой семьи, означает смотреть на брак с позиций вульгарного материализма.

Ошибка в таком подходе заключается в игнорировании эмоционального плана, в уподоблении супружеских отношений отношениям хозяина и домработницы. Между тем именно примат эмоционального отличает институт семьи от других социальных институтов, где факторами, определяющими положение члена коллектива, могут быть административная власть или материальная зависимость. Во многих произведениях классической литературы, в которых показана жизнь семьи прошлого, можно найти подтверждение той мысли, что женщина в браке не уступала мужчине, а зачастую была главой семьи.

Семья — неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья — начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Семья — это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере — творец цивилизации. Семья — важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство — человека. Когда человек относится к семье как к важнейшей жизненной ценности и в создании ее крепкой и счастливой видит одну из главных задач своей жизни, то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен, и внутренние ее силы позволят ей устоять в любых жизненных бурях. И наоборот, если на семейную жизнь он смотрит как на явление обыденное, а на свои семейные обязанности как на нечто малозначащее, отягощающее, то тогда трудно ожидать, что внутренние силы самосохранения этой ячейки, ее фундамент будут крепки. Будущее такого семейного союза практически предопределено. Это или безрадостное, наполненное постоянными неурядицами сосуществование, или его распад.

admin

Все записи автора