Ситуационные задачи по клинической психологии ответы


«КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Женщина обратилась за помощью к психологу, рассказывает, что у ее супруга в последнее время отмечаются «странности в поведении» – он прячется, запрещает ей выходить из дома, считает, что за ней установлено наблюдение. Высказывает странные идеи, что материалы его работы привлекли внимание иностранных разведчиков.

1) Какие признаки позволяют предполагать наличие психического расстройства?

2) Достаточно ли сведений, полученных от жены для уверенности в наличии психического расстройства?

3) Какие информационные источники необходимо использовать кроме супруги?

4) Для подтверждения гипотезы о наличии психического расстройства методами какого раздела клинической психологии необходимо воспользоваться?

5) Какие рекомендации Вы дадите обратившейся женщине?

Пациент после приступа язвенной болезни желудка, находится дома на больничном листе около недели.

Вопросы:

    1. В какой фазе переживания болезни во времени пребывает пациент?
    2. Какой приспособительный феномен можно наблюдать у пациента?
    3. Выражена ли тревога у пациента?
    4. Какие эмоциональные реакции возможны у пациента?

На что направлена психологическая поезни обязательно надо учитывать?

На что направлена психологическая помощь?

  1. Как часто и как долго пациент нуждается в психологической помощи?
  1. Задача 4
  2. Врач просит клинического психолога помочь сформировать у ребенка, больного сахарным диабетом, желание регулярно принимать лечение.
  3. Вопросы:
  4. Какой субъективный феномен необходимо исследовать у ребёнка?

Психологическую работу нужно проводить только с ребёнком?

Какой психологический эффект биологической терапии можно использовать?

Какие факторы влияют на его фомощь?
Задача 3

  1. Мужчина по результатам анализа только что узнал о том, что он ВИЧ инфицированный.

Вопросы:

Какие эмоциональные реакции преобладают?

  1. Каким образом узнать о субъективных переживаниях пациента?
  2. Какие факторы формирования внутренней картины болрмирование?
  3. Какая психологическая функция может стать мишенью для психологической интервенции?

Задача 5

К клиническому психологу за психологической помощью обратился врач-хирург с 20-летним стажем работы. Сообщает, что в последний год он стал замечать, что утратил интерес к работе, стал раздражительным с пациентами, «не хочет» с ними общаться, стал «не чувствительным» к их проблемам, «заставляет» себя ходить на работу.

Вопросы:

  1. Какой психологический феномен имеет место?
  2. Чем вызван данный психологический феномен?
  3. Какие признаки указывают на наличие этого феномена?
  4. Можно ли решить проблему путём отдыха в отпуске?
  5. Какие варианты помощи можно предложить?

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

  1. История развития отечественной и зарубежной психологии
  2. Предмет и практические задачи клинической психологии
  3. Виды клинико-психологического исследования
  4. Взаимосвязь клинической психологии с общей психологией и медициной. Различия в логике общетеоретического и прикладного (клинико-психологического) исследования
  5. Разделы (области) клинической психологии
  6. Основные понятия, проблема диагностики: психологический симптомокомплекс; первичные и вторичные психические нарушения
  7. Проблема соотношения распада и развития психики
  8. Соотношение биологических и социальных факторов в формировании личностных аномалий
  9. Системный подход к анализу нарушений психической деятельности
  10. Симптом, синдром (симптомокомплекс), фактор в клинической психологии
  11. Проблема психической нормы и патологии
  12. Практические задачи и функции клинической психологии
  13. Связь телесных (соматических) процессов с психическими «душевными»
  14. Мозг и психика (душа и тело, наследственность-воспитание)
  15. Методы исследования в клинической психологии
  16. Основные принципы клинико-диагностического исследования
  17. Характеристика экспериментального метода в клинической психологии
  18. Предмет патопсихологии
  19. Предмет нейропсихологии
  20. Психосоматические расстройства
  21. Перспективы развития клинической психологии
  22. Внутренняя картина болезни, понятие, развитие учения о внутренней картине болезни.
  23. Факторы формирования внутренней картины болезни
  24. Типы реагирования на болезнь. Типы отношения к болезни (Личко А.Е.)
  25. Эмоциональные реакции и переживание болезни во времени.
  26. Особенности вербальной коммуникации с пациентом. Правила информирования.
  27. Ятрогении, определение, виды.
  28. Особенности невербальной коммуникации с пациентом. Факторы, влияющие на процесс взаимодействия
  29. Особенности коммуникации при оказании психологической помощи. Этапы коммуникативного процесса.
  30. Психологические эффекты среды, создание особой психологически благоприятной атмосферы, организация условий и места для оказания психологической помощи.
  31. Области практического применения психологии, как фундаментальной науки в медицине.

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Студент должен иметь навыки:

  • Психотерапевтической беседы как искусства общения.
  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
  • Диагностики факторов формирования внутренней картины болезни.
  • Психологически грамотной коммуникации с пациентами различного профиля, их родственниками, медицинским персоналом.
  • Саморефлексии, личностного роста.
  • Диагностики профессиональной деформации.
  • Использования психологических эффектов биологической терапии и медицинской среды.

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Студенту предлагается выбрать по 1 вопросу из двух конвертов и ситуационную задачу из 3-го конверта.

  1. Основные понятия, проблема диагностики: психологический симптомокомплекс; первичные и вторичные психические нарушения
  1. Психологические эффекты среды, создание особой психологически благоприятной атмосферы, организация условий и места для оказания психологической помощи.

К клиническому психологу за психологической помощью обратился врач-хирург с 20-летним стажем работы. Сообщает, что в последний год он стал замечать, что утратил интерес к работе, стал раздражительным с пациентами, «не хочет» с ними общаться, стал «не чувствительным» к их проблемам, «заставляет» себя ходить на работу.

Вопросы:

  1. Какой психологический феномен имеет место?
  2. Чем вызван данный психологический феномен?
  3. Какие признаки указывают на наличие этого феномена?
  4. Можно ли решить проблему путём отдыха в отпуске?
  5. Какие варианты помощи можно предложить?

«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Пациент страдает от конфликтов в сфере взаимоотношений. Он боится близости из-за того, что убежден, что в нем самом скрыто что-то постыдное, противное и непростительное.

Вопросы:

  1. Какую стратегию психотерапии можно применить?
  2. Почему необходимо применить выбранную стратегию?
  3. Что может стать основным механизмом психотерапевтической помощи?
  4. Какие базовые теории можно применить?
  5. Какой вид психотерапии целесообразен в данном случае?

Пациент избегает близких отношений с другими людьми из-за страха быть использованным, боязни вторжения в свой внутренний мир и того, что может быть брошен.

Вопросы:

  1. Какую стратегию психотерапии можно применить?
  2. Почему необходимо применить выбранную стратегию?
  3. Что может стать основным механизмом психотерапевтической помощи?
  4. Какие базовые теории можно применить?
  5. Какой вид психотерапии целесообразен в данном случае?

Пациент выглядит сдержанным. Стремится противоречить психотерапевту. Невнимателен к замечаниям.

Вопросы:

  1. Какой психологический феномен демонстрирует пациент?
  2. Какие вопросы необходимо задать, чтобы изучить природу феномена?
  3. Какая психологическая теория описывает данный феномен?
  4. Какие психологические теории можно использовать для работы с этим феноменом?
  5. Какая тактика работы с феноменом на Ваш взгляд эффективнее?

Пациентка чрезмерно почтительна, даже подобострастна. Порою категорична в суждениях и слишком резка.

Вопросы:

  1. Какой психологический феномен демонстрирует пациент?
  2. Какие вопросы необходимо задать, чтобы изучить природу феномена?
  3. Какая психологическая теория описывает данный феномен?
  4. Какие психологические теории можно использовать для работы с этим феноменом?
  5. Какая тактика работы с феноменом на Ваш взгляд эффективнее?

Ирвин Ялом пишет: «Я считаю естественным постоянно высказывать позитивные мысли и чувства о своих пациентах по самым разнообразным поводам… Только опасайтесь пустых комплиментов».

Вопросы:

  1. Представителем какого психологического направления является Ирвин Ялом?
  2. Какие психологические приемы используются?
  3. Какой вид психотерапии применяется?
  4. В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов?
  5. Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?

«Если пациент предпринимает важный и смелый психотерапевтический шаг, поздравьте его с этим. Если я сильно увлечен сеансом и мне жаль, что он подходит к концу, я говорю, что очень сожалею о завершении сеанса. И я не колеблюсь высказать это без помощи слов, продлив сеанс на несколько минут».

Вопросы:

  1. Представителем какого психологического направления является Ирвин Ялом?
  2. Какие психологические приемы используются?
  3. Какой вид психотерапии применяется?
  4. В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов?
  5. Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?

Майкл все еще изводился повторяющимися образами и страстным желанием к своей последней любовнице.

Психотерапевт: «Вы знаете, Майкл, вид испытываемой вами страсти не улетучивается в мгновение ока. Конечно же, вы и дальше будете чувствовать сильное желание. Это неминуемо. Это – часть вашей человечности».

«Часть моей слабости, Вы хотите сказать? Я хотел бы стать стальным человеком и навсегда забыть ее». — ответил Майкл.

«У нас есть название для подобных стальных людей: роботы. И, слава Богу, вы – не робот. Чувствительность и творчество натуры – ваши богатейшие активы. Но эти же черты имеют и обратную сторону. Давайте подумаем об обеих сторонах».

Вопросы:

  1. Какое психологическое направление представлено?
  2. Какие психологические приемы используются?
  3. Какой вид психотерапии применяется?
  4. В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов?
  5. Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?

Пациентка спрашивает у психотерапевта-мужчины: «Нравлюсь ли я мужчинам? Если бы вы не были моим психотерапевтом, могли бы вы сблизиться со мной?»

Вопросы:

  1. Какой психологический феномен демонстрирует пациент?
  2. Какие вопросы необходимо задать, чтобы изучить природу феномена?
  3. Какая психологическая теория описывает данный феномен?
  4. Какие психологические теории можно использовать для работы с этим феноменом?
  5. Какая тактика работы с феноменом на Ваш взгляд эффективнее?

«Смотрите из окна другого. Попытайтесь увидеть мир таким, каким видит его ваш пациент».

Вопросы:

  1. Какое психологическое направление представлено?
  2. Какие психологические приемы используются?
  3. Какой вид психотерапии применяется?
  4. В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов?
  5. Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?

Пятьдесят лет назад Карл Роджерс охарактеризовал «осторожную» эмпатию как одну из наиболее значимых черт профессионального психотерапевта (вместе с «безоговорочным позитивным расположением» и «искренностью») и положил начало области психотерапевтического исследования, которое в конечном счете привело к четкому доказательству практической эффективности сочувствия».

Вопросы:

  1. Какое психологическое направление представлено?
  2. Какие психологические приемы используются?
  3. Какой вид психотерапии применяется?
  4. В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов?
  5. Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?

«Боб, вот что я понимаю, когда думаю о ваших взаимоотношениях с Мэри. Вы говорите, что убеждены в вашей с ней несовместимости, что вы очень хотели бы расстаться с ней, что вас очень утомляет ее общество, и вы избегаете проводить с ней наедине целые вечера. Но сейчас, когда она сама поступила так, как вы хотели, и оставила вас, вы снова мечтаете о ней, но не можете примириться с мыслью, что она не будет доступна тогда, когда может понадобиться вам. Я прав?»

Вопросы:

  1. Какое психологическое направление представлено?
  2. Какие психологические приемы используются?
  3. Какой вид психотерапии применяется?
  4. С точки зрения ещё какого подхода можно рассматривать ситуацию?
  5. Какие приёмы свидетельствуют об этом подходе?

Пациент с трудом рассказывает о себе. Он не хочет вспоминать свое прошлое и тем более детство.

Вопросы:

  1. С позиции какого психологического направления можно рассматривать данную ситуацию?
  2. Какой психологический феномен демонстрирует пациент?
  3. Какой структурный критерий показан в этом примере?
  4. Какой механизм психологической защиты представлен?
  5. Какой тип личностной организации (по О. Кернбергу) представлен?

Пациентка во время интервью выражала свое отвращение к мужчинам, которые используют женщину, как сексуальный объект, рассказывала, как она защищалась от домогательств своего предыдущего начальника и как ей приходится избегать социальных контактов с людьми из-за грубости похотливых мужчин. Но в то же время она рассказала, что какое-то время работала «крошкой» в мужском клубе, и была крайне изумлена, когда терапевт указал на противоречия между ее взглядами и выбором работы.

Вопросы:

  1. С позиции какого психологического направления можно рассматривать данную ситуацию?
  2. Какой психологический феномен демонстрирует пациент?
  3. Какой структурный критерий показан в этом примере?
  4. Какой механизм психологической защиты представлен?
  5. Какой тип личностной организации (по О.Кернбергу) представлен?

Терапевт предложил пациентке рассказать о себе, она сначала как будто удивилась, а затем начала говорить о том, как относится к ней муж. Позднее, когда терапевт спросил, есть ли у нее проблемы во взаимоотношениях с мужем в данных обстоятельствах и почему она привела этот пример, она заговорила о других сторонах поведения мужа. Когда терапевт предлагал рассказать о себе она автоматически отвечала, о том как относится к ней муж. Пациентка понимает удивление терапевта и отвечает, что она настолько озабочена взаимоотношениями с мужем, что как бы не вправе думать о том, что чувствует по отношению к себе самой.

Вопросы:

  1. С позиции какого психологического направления можно рассматривать данный случай?
  2. Какой структурный критерий показан в данном примере?
  3. Нарушена ли способность к тестированию реальности?
  4. Какой тип личностной организации? (по О.Кернбергу)
  5. Если бы это был пример психотической личностной организации, какой бы был ответ пациентки на «удивление» терапевта?

Психологу предстоит работа с группой детей с различными расстройствами: двигательной расторможенностью, страхом замкнутого пространства, агрессивным поведением, страхом общения.

Вопросы:

  1. Сколько детей возможно включать в групповую психотерапию?
  2. Возможно ли соединять детей с агрессивным поведением и со страхами в одну группу?
  3. С каким возрастом детей можно работать в групповой психотерапии?
  4. Какие базовые теории целесообразно использовать в построении игрового процесса?
  5. Сколько занятий предполагается в групповой психотерапии с детьми?

Наблюдая за новорожденными детьми, Уотсон описал три основные врожденные эмоции – гнев, страх и любовь. Например, страх (вздрагивание, плач) возникает всего на два исходных стимула: потерю опоры и громкий звук.

Вопросы:

  1. Как с помощью механизма обусловливания можно экспериментально вызвать страх?
  2. Как преодолеть страх?
  3. О какой базовой теории идёт речь?
  4. Что лежит в основе разнообразия человеческого поведения?
  5. Какой вид психотерапии необходимо применить?

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
следующая страница >>

ОТВЕТЫ К СИТУАЦИОННЫМ КЛИНИЧЕСКИМ ЗАДАЧАМ
Ответ к задаче №1

Можно говорить о тромбоэмболии лёгочной артерии (ТЭЛА), приведшей к развитию инфаркта лёгкого.

При пальпации грудной клетки может быть обнаружено усиление голосового дрожания, при аускультации лёгких — бронхиальное дыхание слева.

В картине крови наблюдается нейтрофильный лейкоцитоз с палочкоядерным сдвигом, лимфопения, эозинофилия, относительный моноцитоз, ускорение СОЭ.

При рентгенологическом исследовании слева — инфильтрация лёгочной ткани конусовидной формы с вершиной, направленной к средостению.
Ответ к задаче №2

Речь идет о стенокардии, являющейся одной из клинических форм ишемической болезни сердца.

ЭКГ. В момент приступа стенокардии на электрокардиограмме можно выявить горизонтальное снижение сегмента ST не менее чем на 1 мм, появление отрицательного «коронарного» зубца Т в одном или нескольких грудных, нередко стандартных отведениях, преходящие нарушения ритма и проводимости.

Иррадиация болей при стенокардии обусловлена повышенной чувствительностью кожи к болевым ощущениям, в зонах которые иннервируются VII шейным и I — V грудными сегментами спинного мозга (зоны Захарьина — Геда). Раздражения от сердца идут через эти сегменты и переходят на центробежные спинномозговые нервы по принципу висцеро-сенсорного рефлекса.

Необходимо назначить приём нитроглицерина — 1 таблетку под язык (эффект через 1-3 мин.)
Ответ к задаче №3

Врач должен подумать об остром экссудативном перикардите.

При аускультации определяется глухость тонов сердца, нередко аритмии, ритм галопа, возможен негромкий шум трения перикарда (выслушивается в зоне абсолютной тупости сердца, усиливается при надавливании стетоскопом, никуда не проводится).

Вследствие сдавления экссудатом верхней полой вены появляется набухание вен шеи, увеличивающееся на вдохе, отёчность и цианоз лица, шеи (синдром верхней полой вены).
Ответ к задаче №4

Врач должен заподозрить бактериальный эндокардит, возникший на фоне уже имеющегося заболевания сердца — ревматического порока сердца и сопровождающийся бактериемией и поражением различных органов и систем: тромбоэмболические осложнения, иммуновоспалительные (нефрит, васкулит, гепатит и др.) и дистрофические изменения внутренних органов.

Необходимо назначить исследование крови на стерильность на высоте лихорадки 4-5 раз с определением чувствительности флоры к антибиотикам.

Ответ к задаче №5

У данного больного можно заподозрить стеноз привратника — осложнение язвенной болезни (язва пилорического отдела желудка)

Для уточнения диагноза необходимо назначить исследование секреторной функции желудка, исследование кала на скрытую кровь наряду с клиническими анализами крови и мочи. Фиброгастродуоденоскопию (ФГДС) с прицельной биопсией в т. ч. для микробиологического исследования рентгеноскопию желудка, кровь на ИФА на хеликобактерии.

Ответ к задаче №6

Да, т.к. аневризма аорты — локальное мешковидное выбухание стенки аорты или диффузное расширение всей аорты более чем в 2 раза по сравнению с нормой.

При осмотре заметна пульсация грудной клетки справа от грудины во II — III межреберье.

а) Рентгенологическое исследование, при этом на передне-задних рентгенограммах отмечается расширение сосудистого пучка вправо и выбухание правой стенки восходящей аорты (лучше выявляется во второй косой проекции).

б) Ультразвуковое сканирование сердца и аорты, которое позволяет установить размеры и обнаружить аневризму.

в) Аортографию, считающуюся одним из достоверных методов выявления аневризмы аорты (определяет увеличение диаметра аорты).
Ответ к задаче №7

Жёлто-оранжевое окрашивание кожи ладоней и подошв может наблюдаться при нарушении обмена каротина с задержкой превращения его в витамин А, либо при избыточном поступлении в организм каротиноидов, например с морковью.

Для исключения так называемой ложной желтухи необходимо было провести осмотр при дневном освещении склер, слизистой оболочки твёрдого нёба и уздечку языка, где он не обнаружил бы иктеричности.
Ответ к задаче №8

Речь идет о циррозе печени.

Существуют три метода выявления свободной жидкости в брюшной полости (асцита):

метод перкуссии (1) при горизонтальном положении больного;

метод перкуссии (2) в положении больного стоя.

Для уточнения диагноза необходимо назначить:

Биохимические анализы крови;

Исследование крови на HbsAg и антитела вируса гепатита;

Ультразвуковое сканирование печени;

Радиоизотопное сканирование печени;

Лапароскопию и прицельную биопсию печени (для диагностики в неясных ситуациях).
Ответ к задаче №9

Врач должен подумать об органическом поражении клапанов сердца — о недостаточности 2-х створчатого клапана, т.к. выявлен эпицентр (область максимального выслушивания) шума — верхушка сердца; имеется зона проведения шума — подмышечная область. Кроме того, выявлено ослабление I тона на верхушке и обнаружено смещение левой границы относительной тупости сердца влево (именно негерметичное смыкание митрального клапана приводит к регургитации крови во время систолы левого желудочка в левое предсердие, этим увеличивая преднагрузку на данные отделы, что сопровождается гипертрофией и дилятацией ЛП и ЛЖ).

Для уточнения диагноза необходимо назначить электрокардиографию (ЭКГ) и ультразвуковое сканирование сердца (ЭхоКГ).
^ Ответ к задаче №10

Сердце расширено за счёт правого предсердия, за счёт относительной тупости сердца.

Это может быть обусловлено дилятацией или гипертрофией правого предсердия и правого желудочка.

Для уточнения диагноза необходимо назначить ЭКГ, рентгенографию органов грудной клетки, Эхо-КГ.

^ Ответ к задаче №11

Следует подумать о недостаточности митрального клапана, сердечной недостаточности, мерцательной аритмии.

Перкуторно выявляется смещение границы вверх и влево за счёт увеличения левого предсердия и левого желудочка.

При повышении артериального давления в малом круге кровообращения появляется акцент второго тона над лёгочным стволом.

Артериальное давление не изменится.
^ Ответ к задаче №12

Следует подумать о перикардите.

Необходимо назначить ЭХО-КГ, ЭКГ, рентгенографию органов грудной клетки.
Ответ к задаче №13

Подобная симптоматика может наблюдаться при аортальной недостаточности, относительной недостаточности митрального клапана.

Пульс скорый, высокий, большой. АД изменяется: повышается систолическое давление, а диастолическое снижается, повышается пульсовое давление. I тон у верхушки ослаблен, т.к. отсутствует период замкнутых клапанов.

Выслушивается диастолический шум на аорте и в точке Боткина-Эрба — мягкий, дующий, убывающий протодиастолический.

Реже появляется диастолический (пресистолический) шум — шум Флинта.
^ Ответ к задаче №14

В данном случае врач должен подумать о недостаточности трехстворчатого клапана. Перкуторно отмечается значительное смещение границ сердца вправо за счёт гипертрофии правого предсердия и правого желудочка.

Назначаются исследования: ЭХО-КГ, ЭКГ, рентгенография.
^ Ответ к задаче №15

Сердце расширено за счёт правого желудочка и правого предсердия.

Больше расширена правая граница относительной тупости сердца.

В надчревной области будет определяться эпигастральная пульсация, обусловленная гипертрофией правого желудочка.
^ Ответ к задаче №16

Смещение верхушечного толчка и границы лёгких может быть обусловлено скоплением жидкости в брюшной полости (асцит). Причиной асцита может послужить патология сердца с развитием сердечной недостаточности и патология печени с застоем крови в портальной вене.

Необходимо назначить: ЭКГ, Эхо-КГ, рентгенографию органов грудной клетки, УЗИ органов брюшной полости.
^ Ответ к задаче №17

Такая конфигурация называется митральной.

При недостаточности митрального клапана. При аускультации I тон будет ослаблен на верхушке, при повышении давления в малом круге кровообращения появляется акцент II тона над лёгочным стволом. При аускультации на верхушке сердца выслушивается систолический шум.
^ Ответ к задаче №18

Врач должен подумать о недостаточности клапанов аорты. Бледность объясняется малым кровенаполнением артериальной системы в период диастолы; приподнимающий верхушечный толчок обусловлен гипертрофией левого желудочка; покачивание головы синхронное, с сокращениями сердца обусловлено резким колебанием давления в артериальной системе — симптом Мюссе. Артериальное давление изменяется: систололическое повышается, диастолическое снижается.

Необходимо провести следующие методы исследования: ЭКГ, Эхо-КГ, рентгенографию органов грудной клетки.
^ Ответ к задаче №19

На основании описанной картины врач может заподозрить колит, наиболее частыми причинами которого являются инфекции (дизентерия, салмонеллёз), паразиты (глисты, простейшие).

Для уточнения диагноза необходимо провести: исследование кала, рентгенологическое, ректороманоскопическое, колоноскопическое исследование толстой кишки.
^ Ответ к задаче №20

Врач должен подумать об атрофическом гастрите в фазе обострения.

Для подтверждения диагноза необходимо провести фиброгастроскопию с биопсией.
^ Ответ к задаче №21

Систолический шум на верхушке сердца может выслушиваться при недостаточности митрального клапана. При данном пороке I тон на верхушке сердца будет ослаблен, над лёгочным стволом появляется акцент II тона, иногда II тон раздваивается.

В плане дополнительного обследования, с целью подтверждения и уточнения диагноза, необходимо провести электрокардиографию, эхокардиографию.
^ Ответ к задаче №22

Описанная симптоматика может наблюдаться при наличии в перикарде жидкости — при экссудативном перикардите. В описанном случае сердце приобретает форму «трапеции» (за счёт увеличения тени сердца в поперечнике и кверху, талия сердца отсутствует). Тоны сердца значительно ослаблены, артериальное давление понижено, пульс учащён, малый, иногда парадоксальный.

В плане дообследования необходимо провести Эхо-КГ, ЭКГ, рентгенографию органов грудной клетки.
^ Ответ к задаче №23

На основании описанной симптоматики врач может заподозрить у больной язвенную болезнь желудка с локализацией язвы в области привратника, осложнённую пилоростенозом, или длительным пилороспазмом.

С целью дополнительного исследования больной необходимо провести рентгенологическое исследование желудка, ФГДС.
^ Ответ к задаче №24

Врач не прав. Смещение верхушечного толчка, если учесть условия задачи, могло быть связано с депрессией жидкости, имеющейся в правой плевральной полости.

В плане дополнительного исследования прежде всего необходимо провести рентгенологическое исследование лёгких (обзорную R-графию лёгких, рентгенографию в правой боковой проекции).
^ Ответ к задаче №25

Границы печени по вертикальным размерам не изменены. Имеет место опущение органа (может быть при похудании, у астеников, при висцероптозе, слабости брюшного пресса, эмфиземе лёгких, правостороннем гидротораксе или пневмотораксе).

Дополнительно рекомендуется проведение УЗИ печени.

^ Ответ к задаче №26

Увеличен длинник селезёнки за счёт верхнего полюса. Доступность селезёнки при пальпации возможна при спленомегалии. Болезненность селезёнки может проявлятся при перисплените, при резком и быстром увеличении её объёма (например: тромбозе селезёночной вены, инфаркте селезёнки).
^ Ответ к задаче №27

Подобное изменение границ сердца характерно для митрального стеноза в стадии декомпенсации. При этом специфично, что I тон на верхушке сердца усилен, (хлопающий). II тон над лёгочной артерией усилен (акцент). Появляется добавочный тон открытия митрального клапана (трёхчленный ритм «перепела»). Появляется диастолический шум на верхушке сердца.
^ Ответ к задаче №28

Следует думать о недостаточности клапанов аорты. II тон над аортой ослабевает. Повышается систолическое и уменьшается диастолическое давление (высокое пульсовое давление). Pulsus celer et altus.

Необходимо дополнительно провести: ЭКГ, ФКГ, Эхо-КГ, рентгенографию сердца.
^ Ответ к задаче №29

Аускультативно выслушивается «мелодия митрального стеноза». I тон акцентирован, хлопающий.

Необходимо дополнительно провести: пальпацию области сердца, определение границ сердца перкуторно, ЭКГ, ФКГ, ЭхоКГ, рентгенографию органов грудной клетки.
^ Ответ к задаче №30

Следует думать о редко встречающемся пороке — стенозе правого атриовентрикулярного отверстия. Может выслушиваться усиленный первый тон над основанием мечевидного отростка в сочетании с тоном открытия трёхстворчатого клапана (трикуспидальный щелчок), т.е. «ритм перепела». Усиление I тона в IV точке аускультации.
^ Ответ к задаче №31

Описана симптоматика стеноза митрального отверстия. II тон над лёгочной артерией усилен, иногда расщеплён. Пульс небольшого наполнения — pulsus parvus. Пальпаторно выявляется симптом диастолического дрожания грудной клетки — «кошачьего мурлыканья» в области верхушки сердца. Перкуторно выявляется смещение границ относительной тупости сердца вверх и вправо.
^ Ответ к задаче №32

Описанная симптоматика характерна для недостаточности митрального клапана. При пальпации верхушечный толчок смещён влево. Перкуторно границы относительной тупости также увеличены влево.

Дополнительно необходимо провести: ЭКГ, Эхо-КГ, рентгенографию сердца с контрастированием пищевода.
^ Ответ к задаче №33

Наблюдается симптоматика скопления жидкости в брюшной полости (асцит).

Дополнительно следует провести УЗИ брюшной полости, лапороскопию с извлечением асцитической жидкости для лабораторного исследования.
^ Ответ к задаче №34

Врач прежде всего должен подумать об осложнении язвенной болезни в виде кровотечении. В обязательном порядке больному должна быть проведена ургентная ФГДС с диагностической и, возможно, лечебной целью.

При пальпации можно выявить локальную болезненность в эпигастрии больше справа, локальное защитное напряжение передней брюшной стенки (дефанс), перкуторную болезненность — симптом Менделя в эпигастрии.

^ Ответ к задаче №35

В данном случае можно предположить наличие у больного язвенной болезни желудка антрального отдела и пилорического канала с осложнением в виде пилородуоденального стеноза.

Для уточнения диагноза целесообразно проведение ФГДС и рентгеноскопии желудка.
^ Ответ к задаче №36

У данного больного будут страдать правые отделы сердца. При аускультации сердца тоны приглушены, при развитии лёгочной гипертензии выслушивается акцент II тона над лёгочной артерией. Давление поднимется в малом круге кровообращения. Правая граница относительной тупости сердца может быть смещена вправо за счёт гипертрофии правого предсердия, а площадь абсолютной тупости сердца резко уменьшится, в отдельных случаях вплоть до полного исчезновения.
^ Ответ к задаче №37

Врач должен подумать о язвенной болезни желудка.

Для уточнения диагноза больному необходимо провести ФГДС.
Ответ к задаче №38

Снижение сегмента ST в данном случае можно оценить как признак коронарной недостаточности.

Для подтверждения этого суждения больному необходимо провести пробу с физической нагрузкой (велоэргометрия, тредмалметрия) и медикаментозную пробу, например, нитроглицериновую, при недостаточности данных — суточное мониторирование ЭКГ по Холтеру.

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Купинский медицинский техникум»

Рассмотрена на заседании Федеральным государственным

Составлена в соответствии с образовательным стандартом

Цикловой методической комиссии по дисциплине « Здоровый человек и

Протокол № его окружение» для специальности

От «___» ______20____г 060101 Лечебное дело

Сборник ситуационно- клинических задач

с эталонами ответов по дисциплине:

«Здоровый человек и его окружение»

Раздел: «Здоровый ребёнок»

Для самостоятельной работы.

Сборник ситуационно- клинических задач с эталонами ответов по дисциплине:

«Здоровый человек и его окружение » Раздел: «Здоровый ребёнок » для самостоятельной работы предназначен для студентов специальности 060101 Лечебное дело и разработан на основе ФГОС СПО.

Сборник охватывает весь курс дисциплины «Здоровый человек и его окружение» повышенного уровня соответствующего федеральному государственному стандарту специальностей среднего профессионального образования.

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

Уметь: оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды;

Выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;

Обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды и вопросам планирования семьи;

Основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;

Периоды жизнедеятельности человека;

Анатомо-физиологические и психологические особенности человека;

Основные закономерности и правила оценки физиологического, нервно- психического и социального развития;

Универсальные потребности человека в разные возрастные периоды; Значение семьи и жизни человека.

ответы на вопросы, психология

Объем работы: 43 стр.

Год сдачи: 2013

Стоимость: 400 руб.

Ситуационная задача 1.

Пациентка Х., 19 лет. Наследственность не отягощена. По характеру – скромная, плаксивая. После потери заработной платы перестала разговаривать, была тревожной, затем – беспокойной, портила вещи (порезала платья, выбросила их на улицу). Родственников не узнавала, прогоняла прочь. Говорила о том, что «ее ждут люди в черном», а «вокруг манекены какие-то».
В отделении дезориентирована в месте и времени. Слышит «голоса людей, животных». Удивлена тем, что вокруг так много народа: Что тут, представление какое-то что ли?». Временами несколько театральна и демонстративна. Через 4 дня – восстановление критики к перенесенному состоянию с нормализацией функций и характеристик мышления. Настроение в течение некоторого времени оставалось сниженным – «деньги потеряла».
Выписана с выздоровлением.
1. Синдромальный диагноз. Псевдогаллюцинация, т.к. источник голоса вне чувственного восприятия
2. Нозологическая формулировка.
Онейроид (сновидное, грезоподобное помрачение) – характеризуется наплывом не произвольных фантастических псевдогаллюцинаций на фоне полной алло – и аутопсихической дезориентировки или с сохранением формальной ориентировки. Больной чувствует себя непосредственным участником фантастических переживаний (в отличие от делирия, где больной – заинтересованный зритель). Отсутствуе

Ситуационная задача №1

Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей – архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается… Вопрос: в чем состоит отличие?
что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, то есть идеально. Человек не только изменяет форму того,
Ситуационная задача №6.

Этот документ представляет описание деятельности и ее места в организации. Включает.

Ситуационная задача №3

Мать двухлетнего ребенка пришла к психологу, описав ситуацию: в последнее время ее малыш стал очень капризным. Часто отмечаются вспышки аффективных реакций. Особенно остро ребенок реагирует на запреты: пронзительно кричит, падает на пол, стучит руками и ногами. Вопросы: 1. О каком феномене в данном случае идет речь? 2. Причина возникновения подобного явления? 3. Что психолог может рекомендовать маме?
1. О каком феномене в данном случае идет речь? Возрастной кризис, «Я-сам».
2. Причина возникновения подобного явления? Запреты — непоследовательность воспитания и требований.
3. Что психолог может рекомендовать маме? Терпение, выдержка, детский психолог.

Ситуационная задача № 2.

Ребенок – Саша К., 6,5 лет. Обратилась мама по поводу предстоящего обучения в школе. Ребенок состоит на учете у психиатра по причине умственной отсталости. Не посещает дошкольное образовательное учреждение. С 5 лет два раза в неделю занимается в частном психологическом центре для детей дошкольного возраста, где с детьми проводят занятия педагог дошкольного образования, психолог, музыкальный педагог.
На приеме у психолога психоневрологического диспансера при патопсихологическом обследовании у Саши отмечена хорошая механическая память. Ребенок называет цифры, знает от¬дельные стихи. Мыш¬ление конкретное. Мелкая моторика не развита. Нарушена целенаправ¬ленность деятельности. Ребенок импульсивен. Вопрос: 1. Какую школьную программу вы рекомендуете Саше?
2. В случае отказа мамы от специализированной коррекционной школы, возможно ли обучать такого ребенка в школе общего типа? Обоснуйте.
3. Дайте рекомендации по подготовке Саши к школьному обучению.
В школе общего типа обучение невозможно, т.к. для детей с диагнозом «умственная отсталость» требуется особый коррекционный класс 8 вида.
1. Психологическим исследованием было подтверждено, что мышление конкретное, ребенок
импульсивен, развита только лишь механическое запоминание, счет автоматизированный (признаки УО

После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.

Предмет: Психология
ВУЗ: —
Объём работы: 7 стр
Год сдачи: 2010
Цена: 150р

Ситуационная задача № 1.

Разговор в офисе:
Клиент: Приличный у вас интерьер. Я смотрю, вы тут неплохо устроились! (Удобно садится в мягкое кресло)
Менеджер: Как вы видите – стараемся произвести хорошее впечатление на клиентов. Может быть — «по кофейку»?
Вопрос: Является ли предложение менеджера уместным? Что вы можете сказать о манере этого предложения?

Ситуационная задача № 2.
Разговор между коллегами.
— А: Уму непостижимо! Вы за полчаса испортили работу, которая налаживалась годами! Этому вас учили пять лет?
— Б: Вас это не касается. Лучше займитесь своим прямым делом. Суете свой нос…
— А: Это все ваше оправдание? Мелковато…
Вопрос: Каков характер развития этого конфликта? Можете ли указать на конфликтогены? Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, для «Б», исходя из закона эскалации конфликтов.

Тест № 21.
Подчеркните правильные ответы:
Личные взаимоотношения складываются из исполнения ролей и ожидания предписанного ролями поведения. Какая из перечисленных ситуаций подтверждает это?
1. администратор дает советы клиенту
2. служащий уверен в доброжелательности своего коллеги
3. менеджер рассчитывает, что секретарь отправит его деловые письма
4. продавец предлагает покупателю воспользоваться выгодным предложением
Тест № 22.
Подчеркните правильные ответы:
Если посетитель – очень худощавый человек, то тактика беседы с ним будет:
1. активная, энергичная
2. заботливая, щадящая
3. осторожная
4. непринужденная, веселая
Тест № 23.
Подчеркните правильные ответы:
Одна и та же роль может пониматься по-разному. Коллеги могут недоверчиво или критично относится к поведению друг друга, но каждый считает свое поведение естественным. В таком случае можно утверждать, что:
1. роль не должна оставлять неясностей и недоговоренностей
2. роль лишь очерчивает рамки, но не может диктовать форму поведения
3. обеим сторонам надо обсудить свои роли
4. в данной ситуации речь идет не о роли, а об эмоциях
Тест № 24.
Подчеркните правильные ответы:
Форма носа:
1. способствует развитию интеллекта
2. стимулирует функцию лобных долей мозга
3. создает ложные установки восприятия
Тест № 25.
Подчеркните правильные ответы:
Какую из приведенных ниже причин можно считать основой формирования личных отношений:
1. мировоззрение
2. выявление социальных реалий
3. изменение поведения окружающих
4. осмысленный эмоциональный контакт
5. выполнение работы
Тест № 26.
Подчеркните правильные ответы:
Почему взгляд искоса воспринимается негативно?
1. свидетельствует о неискренности говорящего
2. из-за диссонанса между направлением взгляда и направлением головы
3. противоречит эстетическому стереотипу
Тест № 27.
Подчеркните правильные ответы:
К. Роджерс предложил теорию конгруэнтности, утверждая важность совпадения переживания, осознания и выражения эмоций. Так, если выражение чувства не совпадает с его осознанием:
1. конгруэнтность не возникает
2. конгруэнтность возникает
3. конгруэнтно только осознание
Тест № 28.
Подчеркните правильные ответы:
Симпатичным, добродушным лицо делает:
1. тупой носогубный угол
2. прямой носогубный угол
3. острый носогубный угол
Тест № 29.
Подчеркните правильные ответы:
Возможно ли только словами, например, внушением изменить что-либо в конституции (телосложении) человека?
1. возможно
2. невозможно даже теоретически
3. нет, так как телосложение обусловлено только биологически
Тест № 30.
Подчеркните правильные ответы:
Случай оплошности, неловкости, психологически достоверно можно объяснить:
1. игрой случая, стечением обстоятельств
2. навязанным рациональностью стремлением всему искать причину
3. обесцениванием чего-либо в подсознании
4. возникшими в сознании противоречиями

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.
2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – Питер, 2009 – 384 с.
3. Психология и этика делового общения. Под редакцией Лавриненко В.Н. М., 2000
4. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. Новосибирск, 1997

1. Составьте план проведения диагностической беседы (4-5 вопросов) с детьми среднего дошкольного возраста с целью изучения их отношения театрализованной деятельности (на примере инсценировки сказки «Теремок»). Оформите план в виде таблицы.

2. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Экспериментатору необходимо было выяснить объем памяти детей 5 лет. Он предложил детям для запоминания следующие слова: КАРАНДАШ, КУКЛА, КОНФЕТА и др. Дети сумели воспроизвести лишь небольшое количество слов. В другой раз экспериментатор пришел в группу детского сада и, поздоровавшись с детьми, предложил: «Давайте поиграем в магазин». Дети дружно согласились. «Я буду продавцом, — сказал он, — а вы будете покупателями. Вот мои товары: КАРАНДАШ, КУКЛА, КОНФЕТА (назвал те же слова, какие произносил при первой встрече). Кто назовет больше слов, тому и достанется покупка». На этот раз дети назвали больше слов.

Вопросы: 1. Назовите причину резких отличий результата эксперимента. 2. Раскройте основные отличительные признаки естественного и лабораторного эксперимента.

3. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Студентка выполняла курсовую работу по теме «Игровая деятельность дошкольников» и должна была собрать необходимый фактический материал, используя метод наблюдения. Придя в ДОО, она обратилась к детям с такими словами: «Мне сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы играете!»

Вопросы: 1. Будут ли данные, полученные студенткой достоверными? 2. Какое необходимое условие было нарушено студенткой?

4. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация 1. Ребенок «все понимает», как считает мама, но слова еще произносит нечетко; знает название многих предметов, действий, выполняет команды.

Вопросы: 1. Укажите приблизительный возраст ребенка. 2. Укажите стадию развития речи, перечислите закономерности данной стадии. 3. Сформулируйте психолого-педагогические рекомендации по развитию речи ребенка на данной стадии развития речи.

5. Проанализируйте предложенную ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Мать двухлетнего ребенка пришла к психологу, описав ситуацию: в последнее время ее малыш стал очень капризным. Часто отмечаются вспышки аффективных реакций. Особенно остро ребенок реагирует на запреты: пронзительно кричит, падает на пол, стучит руками и ногами.

Вопросы: 1. О каком феномене в данном случае идет речь? 2. Причина возникновения подобного явления? 3. Какие психолого-педагогические рекомендации можно дать маме?

6. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Мама предложила дочке Нине (4 года 5 месяцев) решить задачу: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села одна птичка. Сколько было деревьев?» Нина задумалась, но решить не смогла. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила девочке решить задачу. Дочка с задачей справилась.

Вопросы: 1. Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример? 2. Какой психический процесс является ведущим в дошкольном возрасте?

7. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Миша (2 года 5 мес.) в своей семье слышит много сказок, рассказов, разговоров на разные темы. Мама считает, что это необходимо для его психического развития.Коля (2 года 5 мес.) в своей семье, наоборот, мало слышит, но зато «много видит». Мама ему постоянно покупает книжки с картинками. Вместе они рассматривают их, любуясь красивыми рисунками.

Вопросы: Что недоучитывают мама Миши и мама Коли? 2. Какое влияние это может оказать на психическое развитие детей в каждой из описанных ситуаций? 3. Какие психолого-педагогические рекомендации вы можете предложить маме в первом и во втором случаях?

8. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. При поступлении в школу один ребенок мог считать до десяти; знал двенадцать букв, мог написать отдельные слова. Другой ребенок ничего этого делать не мог.

Вопросы: 1. Можно ли считать, что первый ребенок подготовлен к школе лучше, чем второй? 2. Почему? 3. Что включает в себя понятие «готовность к школе»?

9.Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Родителидетей первоклассников часто не ценят игровую деятельность детей. Поэтому они, например, ограничивают время игр, объясняя «Теперь ты ученик, надо делать уроки», или запрещают носить в школу игрушки.

Вопросы: 1. Правы ли родители этих детей? 2. Объясните действия и желания детей этого возраста.

10. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Малыш (2 г. 4 мес.) пытается сам одеваться. Вот он натягивает колготки. Ничего не получается. Взрослый пытается помочь.

— Я сам! – протестует малыш. — Сиди спокойно, а то гулять не возьму!

— Я хочу сам! – упрямо заявляет малыш и стягивает колготки.

— Ну и упрямый же ты! – сердится взрослый.

Вопросы: 1. Можно ли считать поведение ребенка упрямством или это особенность формирующейся личности? 2. Какая?

11. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Овладев ходьбой, дети второго года жизни много двигаются. Переходя от одного предмета к другому, малыш играет с тем, что попадет в его поле зрения: увидел мячик и играет с ним, через 1-2 минуты увидел куклу, бросает мяч и играет с этой куклой. Действия детей этого возраста прерывистые, кратковременные, но многократно повторяющиеся.

Вопросы: 1. О каких особенностях развития детей свидетельствует такое поведение?

12. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Вопросы: 1. С какой целью предлагаются эти задания? 2. Какое задание более эффективно для решения развивающих задач обучения? 3. Почему?

13. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Дети 6-7 лет начинают тяготиться обществом младших дошкольников, с уважением и завистью смотрят на учебные принадлежности старших братьев и сестер, мечтают о том времени, когда им самим будет принадлежать весь набор таких принадлежностей.

Вопросы: 1. О каких особенностях мотивационной сферы и поведения дошкольников свидетельствует данная ситуация? 2. Со становлением какого психического новообразования связаны эти особенности дошкольников?

14. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Девушка 14-ти лет собирается на ночь уходить из дома.

— Куда одеваешься? – спрашивает мама.

— У Лены будет вечеринка. Мы поедим, послушаем музыку и разъедимся по домам.

— Лена не тот человек, с кем можно дружить. Я слышала про нее много плохого, видела не раз ее в плохой компании. А в прошлый раз, когда ты пришла от Лены, от тебя был запах спиртного.

— Раздевайся, ты никуда не идешь, тем более что завтра тебе на учебу!

— Я сама буду решать, куда и к кому мне ходить и с кем дружить. Ты не имеешь права вмешиваться в мою личную жизнь…

Между матерью и дочерью разгорается конфликт.

Вопросы: 1. Назовите возможные причины конфликта. 2. Какие возрастные особенности дочери были проиллюстрированы?

15. Для младшего школьника большое значение имеет оценка его учителем, в то время как для подростка важно то, как принимают его в группе сверстников?

Вопросы: 1. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

16. В каком опыте первоклассники продемонстрируют лучшие результаты запоминания? Почему?

Опыт 1. Запомнить 10 названий предметов с одновременным их восприятием (показ картинок).

Опыт 2. Запомнить 10 слов конкретного содержания (без показа картинок).

Опыт 3. Запомнить 10 слов абстрактно содержания (храбрость, белизна, тяжесть и т.п.)

17. Дети младшего школьного возраста воспринимают оценку качества выполнения задания как оценку своих стараний. Так, дети часто говорят, что учатся хорошо, несмотря на наличие плохих оценок. Если преподаватель, комментируя плохую оценку, не распространяет впечатление от выполненной работы на свойства характера, дети не расстраиваются.

Вопросы: 1. Прокомментируйте особенности отношения детей младшего школьного возраста к учебе. 2. Каковы их причины?

18. Наблюдения показали, что ученики начальных классов, проверяя свою работу, часто не видят свои ошибки, пропускают их, хотя хорошо знают правила. Вопросы: Чем объяснить такое явление? Закономерно ли оно?

19. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Юля П., 17 лет, постоянно изводит себя диетами, старается похудеть, несмотря на то, что окружающие считают ее фигуру идеальной. Она обвиняет себя в том, что не умеет общаться с окружающими: не находит общих тем для разговоров, недостаточно внимательна к окружающим, эгоистична и т.п., – что не соответствует действительности.

Вопросы: 1. Чем может быть обусловлено такое поведение девушки? 2. Какие особенности личности Юли связаны с возрастом, а какие — с характером?

20. Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.

1. Психология — наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

2. Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

3. Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

4. Психология — отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.

5. Психология — наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).

21. Какие из приведенных высказываний ошибочны и почему?

1. Внимание — необходимое условие выполнения любой деятельности.

2. Внимание — врожденная, генетическая способность человека.

3. Внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля.

4. В акте сосредоточения сознания имеет место отражение действительности.

5. Внимание — это проявление внутренней воли, первичной духовной силы человека.

6. Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

22. Обобщите данные рекомендации, дайте им психологическое обоснование.

1. Лучший способ изучить что-либо — открыть самому. Для того чтобы изучение было наиболее эффективным, учащийся должен самостоятельно открыть настолько большую часть изучаемого материала, насколько это в данных обстоятельствах возможно. (Д. Пойа)

2. То, что вы были принуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы сможете снова воспользоваться, когда в том возникнет необходимость. (Д. Пойа)

23. Установите соответствие. В левом столбце в алфавитном порядке перечислены основные методы исследования. В правом – различные объекты изучения. Какой объект наилучшим образом исследуется каждым из перечисленных методов?

admin

Все записи автора